Midnight In America Homepage  
Вы находитесь здесь: Домашняя страница > Литература > Литература ОнлайнСборник Статей №2 На Важные Духовные Темы > Глава 5
Домашняя страница | На английском | О нас | Литература | Вопросы и Ответы | Пишите нам | Линки

Сборник Статей

2

На Важные

Духовные Темы

Предыдущая Содержание

5

Зачем Покаяние?

Авторское право Миднайт Министриз, 1994 г.

Переиздано в 2000 и 2001 г.

 

«Если не покаетесь, то все погибнете».

(Луки 13:3)

 

Примерно две тысячи лет тому назад, когда Исус ходил по земле, многие религиозные люди критиковали Его действия. Нет ничего необычного в том, что тебя критикуют, особенно если ты – лидер. Любой человек, чьи методы или учения выглядят радикальными, может быть уверен, что его непременно будут критиковать. Однако многим может казаться странным то, за что именно критиковали Исуса – за помощь другим!

 

Исус водил компанию с «изгоями общества», с бедняками и притесняемыми, с бесноватыми и калеками, больными и одинокими – с отверженными. Многие из них считались ´грешниками´ среди ´религиозных´ людей того времени. И они действительно были грешниками, как впрочем, и те, кто относился к ним с презрением. Апостол Павел объяснял, что ВСЕ грешны, и никто не заслужил ´славы´ Божьей, которую Он для нас приготовил (Рим.3:23). Однако то, что эти отверженные были общепризнанными грешниками, не помешало Исусу говорить с ними, учить их и помогать им. Он не смотрел на них свысока, и не отвергал их горделиво, как делали надменные религиозные правители того времени.

 

Однажды фарисеи (члены одной из главных религиозных сект Иудеи) с осуждением спросили учеников Исуса:

 

«´Почему ваш Господин разделяет трапезу со сборщиками налогов [общепризнанными вымогателями] и грешниками?´ Но Исус услышал  это и ответил: ´Не здоровым и цветущим нужен  врач, но больным! Вам следовало бы пойти и научиться, что значат эти слова: ´Я желаю милосердия, а не жертв.´ [Текст из Осии 6:6.] Как бы то ни было, Я не пришел звать ´праведников´, но ´грешников´» (Мф.9:11-13, Библия Филлипса).

 

Авторизованный перевод имеет еще два слова в конце этого стиха – «к покаянию». Исус говорил, что Он не пришел призвать ´праведников´, но звать ´грешных´ людей к покаянию, или «преобразованию», как выражает это Буквальный Перевод Янга.

 

Что означает «покаяние»?

 

Словом «покаяние» в данном случае переведено греческое слово metanoia, которое буквально означает изменение отношения или мнения. Раскаяться означает изменить свое отношение или мнение относительно чего-то, передумать, повернуть направление своих мыслей в противоположном направлении. Знакомое нам слово «метаморфоза», указывающее на полное преобразование, происходит от того же греческого корня. Например, с такими насекомыми, как бабочки и мотыльки, происходит метаморфоза – полное преобразование из одной телесной формы в другую.

 

Покаяние (metanoia) отражает полный переход от одного способа мышления к другому. Исус объяснял, почему нам так необходим этот переход. В то время некоторые люди трагически погибли в различных катастрофах. Предвзятость заставила многих думать, что погибшие были более грешными, чем остальные. Исус указывал, что это было не обязательно так. Он говорил: «… если не покаетесь, то и вы погибнете» (Лк.13:3).

 

Он вовсе не имел в виду, что мы все погибнем в природных катаклизмах. Он указывал, что грех ведет к вечной смерти. Павел хорошо это понимал (Рим.6:23). Всякий кто грешит, и, не раскаявшись, не изменит своего отношения и поведения, не получит жизни вечной. 

 

Когда Исус говорил такие слова, Он всегда подчеркивал, что говорил не только о жизни и смерти с точки зрения существования смертной плоти в этом мире, но также о том, что лежит за его пределами - в сверхъестественных сферах. Он выражал точку зрения Бога, которая охватывает вечность. Эта точка зрения включает также такое правдивое обещание: «Бог терпелив с вами, не желая ничьей погибели, но чтобы каждый пришел к покаянию» (2Пет.3:9).

 

Почему нам необходимо покаяться

 

Гуманисты считают, что человеческая природа в основном добра, но способна на зло. Однако Бог говорит, что она зла в своей основе, но способна на добро. Более того, это ´добро´ часто мотивируется эгоистическими интересами – ублажить других людей с целью завоевать их одобрение, хорошо выглядеть в их глазах.

 

Обратите внимания на следующие афоризмы Библии:

 

«Итак, если вы, хотя вы злы, знаете, как дарить дары добрые своим детям…» (Мф.7:11).

 

«Лукаво сердце более всего и неисправимо испорчено. Кто может знать его?» (Иер.17:9.)

 

Кто знает сердце человеческое? Бог! Вот почему Исус сказал:

 

«Ибо из сердца исходят порочные мысли: убийство, прелюбодеяние, половая безнравственность, воровство, лжесвидетельство, злословие» (Мф.15:19).

 

Другие Божьи люди, вдохновленные Духом, тоже говорили о том, как нечестива по своей сути природа человека. Павел открыто заявлял, что все люди грешны и ни один не достоин того, что Бог уготовал человеку (Рим.3:23). Согрешив, человек «промахивается» мимо нравственной цели, которую Бог поставил перед человеком. И нарушение Божьего Закона есть грех (1Ин.3:4). Бог дал нам Свой Закон, как наставления к жизни, необходимые для нашей пользы. Послушание этому Закону принесло бы всевозможные блага как каждому индивидууму, так и человеческому обществу в целом. Но непокорность приносит неизбежные отрицательные результаты (Вт.28).

 

Давид, человек по сердцу самому Богу (Деян.13:22), очень высоко отзывался об этом Законе, построенном на нерушимом основании Десяти Заповедей. Он получал понимание, размышляя над его установлениями (Пс.119:98, 104). В этом он находил усладу (там же, ст.97, 143). Эти установления праведны и добры (ст.142, 144). И апостол Павел полностью соглашался с такой оценкой Божьего Закона. Он описывал Закон, как святой, праведный и добрый (Рим.7:12).

 

Мало кто понимает, зачем Бог дал человеку для жизни этот нравственный кодекс. Если бы мы его придерживались, он защищал бы человечество от всех злых влияний, которые лишают нас полноты счастья и удовлетворения жизнью, которых Бог желает для нас. Осознаете ли вы, что если бы каждый человек всегда исполнял все заповеди Бога, никогда не греша, то мы жили бы в утопическом, идеальном мире?!

 

Именно этот Закон порочат, называя «ограничительным», «негативным», «подавляющим». Диавольская клевета! Бог дал Свой Закон для защиты и сохранения истинной свободы! В соблюдении его принципов есть великое благословение:

 

«…человек, внимательно вникающий в закон совершенный, дающий свободу, и продолжающий так делать, не забывая услышанного, но делая так, – он будет благословлен во всех делах» (Иак.1:25). 

 

Счастье и благополучие человеческое так иллюзорны из-за того, что все нарушили Божий Закон любви, - преднамеренно или нет. Все мы согрешили, нарушая Его заповеди, и эти грехи требуют кары. Иногда наказание приходит в виде немедленных последствий прегрешения, таких как болезнь (например, СПИД), страдания, потеря покоя, трагедии и огорчения, несчастье, разбитое сердце и всевозможные печали. Однако существует еще и вечное наказание – духовная смерть.

 

Люди часто недоумевают, почему в этом мире столько горя. Все дело в том, что грех человеческого своеволия пожинает свою горькую жатву. Действует закон  причины и следствия.

 

Соломону дарована была Богом необычайная мудрость. Этот мудрец древности знал, что путь, который кажется человеку верным, часто оказывается неверным:

 

«Есть путь, который кажется человеку верным, но в конце он ведет к смерти» (Пр.14:12).

 

Эта истина так важна, что Соломон повторил ее еще раз (Пр.16:25). Он осознавал присущие человеку греховные тенденции. Обычно мы редко прислушиваемся к предупреждениям о том, что наши инстинкты дурны и ведут к погибели! Конечный итог следования естественным человеческим наклонностям и помыслам - омерзительный и презренный:

 

«Ибо плотский разум враждебен Богу. Он не подчиняется закону Бога, да и не может. Итак, кто подчинен греховной плоти, тот не может угодить Богу» (Рим.8:7-8,  перифраз).

 

Вот какова сущность плотского (естественного, ´обычного´) разума:

 

«Нет ни одного праведного, ни одного; нет ни одного понимающего, никто не ищет Бога. Все отвратились, все вместе стали они никчемными. Нет ни одного, делающего добро, ни одного. Гортань их – открытая могила; язык их лжет. Яд змеиный на их губах. Их уста полны проклятий и горечи. Их ноги торопятся к кровопролитию; разрушения и несчастья отмечают их пути, а путь мира им не ведом. Нет страха Божьего пред их глазами» (Рим.3:10-18).

 

«Деяния грешной плоти очевидны: безнравственность, нечистота и распущенность; идолослужение и колдовство; ненависть, несогласие и ревность, приступы ярости, эгоистические амбиции, разногласия, раздоры и зависть; пьянство, оргии и тому подобное. Предупреждаю вас… что живущие так не унаследуют царства Божьего» (Гал.5:19-21).

 

Вот к чему естественно склоняется человек. Вот почему всем нам необходимо преобразование. В противном случае, в один прекрасный день мы перестанем существовать. Однако никто не может сам себя преобразовать. Мы нуждаемся в помощи, и Бог предлагает нам эту помощь в Исусе. Не существует иного пути для нашего возвращения к Нему (равного, гуманистического пути), кроме Пути, установленного Богом. Исус – это единственный Путь (Ин.14:6).

 

Исус пришел на землю, чтобы призвать грешников к покаянию ради спасения от смерти – неизбежного итога нашей греховности. Исус означает «Спаситель». (Имя Исус происходит от греческого варианта древнееврейского имени Яшуа, означающего «Ях спасает». Ях – Явех, - древнееврейское имя Бога.) Ангел Божий сказал Марии и Иосифу до рождения Исуса:

 

«… дадите Ему имя Исус, ибо Он спасет Свой народ от их грехов» (Мф.1:21).

 

Прощение обещано

 

Исус проповедовал благую весть о покаянии ради прощения грехов (Лк.5:32), и велел Своим последователям делать то же самое (Мк.6:12; Мф.28:19-20). Совершив все, что Он должен был совершить как человек на земле, Исус послал Своих последователей проповедовать и учить тому же, чему учил Сам – посланию, принесенному Им от Отца Небесного. Он предсказывал, что

 

«… покаяние и прощение грехов будет проповедоваться во имя Его всем народам» (Лк.24:47).

 

Прощение предложено всем, кто покается (Мк.1:4). Одно из величайших желаний Бога для падшего человечества состоит в том, чтобы даровать им прощение (Мк.2:17). Именно поэтому Исус пришел и умер за нас, заплатив за наши грехи, чтобы нам не нужно было умирать. Теперь у нас есть возможность жить с Ним.

 

«Ибо Бог так любил мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы всякий уверовавший в Него не умер, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16).

 

У многих людей существует неверное представление о Боге, как жестоком и мстительном, желающем отомстить тем, кто Его ослушался. Но Он совсем не такой. Он действительно гневается на тех, кто грешит сознательно и преднамеренно, но не по той причине, которую мы себе представляем. Бог не злобен и не злопамятен. Он гневается потому, что знает, каковы трагичные последствия нашего непослушания, навлекающие лишения и несчастья на нас самих, и приносящие вред другим людям. Бог есть олицетворенная любовь. Бог гневается на грех, а не на грешника.

 

Великодушная и любвеобильная природа Бога нарисована в притче о «блудном сыне» (Лк.15:11-32). Вся эта глава рисует нам полное любви отношение Бога к грешникам, которые желают отвратиться от греха, - сначала в притче о заблудшей овце (Лк. 15:3-7), затем в притче о потерянной монете (ст.8-10). Все эти притчи показывают, как Бог никогда не оставляет надежду, что мы откажемся от наших грешных путей и возвратимся к Нему. «Покаяться» значит «вернуться» (повернуть назад) от наших нечестивых путей, и возродиться в духе (Еф.4:22-24).

 

Сын, который был потерян

 

Исус рассказал такую притчу:

 

«У одного человека было два сына; и сказал младший из них отцу: "Отче! Дай мне положенную мне часть имения". И отец разделил им имение.

 

По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю страну и там расточил свое имение, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, нанялся к одному, из жителей той страны, а тот послал его на поля свои, пасти свиней. Он хотел бы наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

 

Придя в себя, он сказал: "Сколько наемных работников у отца моего имеют хлеб в избытке, а я тут умираю от голода!

 

Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: "Отче! Я согрешил против неба и против тебя. Я уже недостоин называться твоим сыном; прими меня в число твоих наемных работников ". Он встал и пошел к своему отцу.

 

И когда он был еще далеко, его отец увидел его и сжалился; и, побежав, обнял его и целовал.

 

Сын сказал ему: "Отче! Я согрешил против неба и против тебя. Я уже недостоин называться твоим сыном ".

 

Но отец сказал своим слугам: "Принесите лучшую одежду и оденьте его. Наденьте перстень на его  руку, и обувь на ноги. Приведите откормленного теленка, и заколите; станем пировать и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся"» (Лк.15:11-24).

 

Здесь показана глубина любви Бога к нам, когда мы признаем перед Ним свои грехи. Он не держит на нас зла. Он ´бежит´ нам навстречу в радостном желании простить нас (Пс.86:5). Простив же, Он забывает их!

 

В отличие от людей, которые ´прощают, но не забывают обид´, Бог не злопамятен. Он забывает все! Давид писал: «Он прощает все мои грехи» (Пс.103:3).

 

«Ибо, как высоко небо над землей, так же велика Его любовь к тем, кто боится Его. И как далек восток от запада, так же далеко отодвинул Он наши преступления от нас. Как отец имеет сострадание к детям своим, так же Господь имеет сострадание к тем, кто боится [чтит] Его» (Пс.103:11-13).

 

Природа Бога - всепрощающая. Он жаждет даровать милость и являть милосердие. Бог не  желает мести или возмездия. Он желает видеть наше искреннее раскаяние и счастье, которое возможно лишь для живущих так, как Он учит (Пс.34; 107:8,9).

 

Милосердие Бога кажется безграничным. Он действительно простит все грехи по Своей щедрой и великодушной природе (Пс.100:5; 1Ин.1:9).

 

«Всякий грех и богохульство простятся человеку… [даже] всякому, кто говорит слово против Сына Человеческого [Исуса Христа] простится» (Мф.12:31-32).

 

Единственный грех, который не может быть прощен, это грех осуждения и хуления той самой чудесной и прощающей природы Бога:

 

«Тот же, кто говорит против Святого Духа, - не будет прощен ни в этом веке, ни в грядущем» (Мф.12:32).

 

Увы, некоторые люди назовут святую природу Бога злой, и будут хулить святую, любящую, милосердную и всепрощающую Его натуру. Это единственный непростительный грех, потому что те, кто преднамеренно говорят подобные  вещи, НЕНАВИДЯТ Бога в сердце своем, и не желают ни каяться, ни изменять свои нечестивые пути.

 

Они одержимы злыми умыслами и бунтом против Бога, - не смотря на Его любовь к ним! Их непростительный грех не является действием импульсивным или совершенным по невежеству. Это непрерывное, своевольное отвержение истины об Исусе.[1] Лучше уж  никому из нас не попасть в эту категорию!  Но если мы желаем прийти к Богу и просить у Него прощения за совершенные грехи, Он верен и справедлив, – Он простит и очистит нас (1Ин.1:9).

 

«Тот кто верит в Него, не будет разочарован» (Рим.10:11).

 

Покаяние это…

 

Таким образом, мы понимаем, что искреннее покаяние вызывает изменения в нашем мышлении. Мы по-новому думаем о себе – в частности, в отношении греха. И мы по-новому думаем о Боге.

 

Именно Бог, работая над Своими целями в нашей жизни, приводит нас к покаянию. Наше покаяние становится возможным исключительно благодаря Его великодушию (Рим.2:4). Всемогущей волей Бога, сначала Израиль (Деян. 5:31), а затем и языческие народы (Деян.11:18) могли быть приведены к покаянию и получить прощение грехов.

 

Если мы просто говорим: «Я каюсь», - это еще не является истинным покаянием. Наш образ мыслей и жизнь могут измениться только после полного поворота, происшедшего в нашем сердце. Такие сильные перемены обычно происходят под воздействием драматических изменений в наших обстоятельствах. Поэтому покаяние включает три аспекта. Покаяние это:

 

Ø      достигнутая в нашей жизни стадия;

Ø      принятое нами решение;

Ø      путь, по которому мы хотим следовать дальше.

 

В приведенной выше притче о блудном сыне, он смог прийти к покаянию и отказаться от своей глупой, разгульной жизни только после того, как пережил трудности и страдания, как последствие своих ошибок. До тех пор, он продолжал потворствовать своим прихотям, оставаясь самодовольным и самоуверенным. Он не задумывался над последствиями своей греховной жизни для себя самого и других. И меньше всего он думал о том, какую боль причинил своему отцу, которого бросил и забыл, желая быть ´сам себе хозяином´ - полностью независимым.

 

Когда же наказание за неправильный образ жизни принесло боль, тогда к нему вернулось здравомыслие и он был приведен к покаянию.

 

И так все люди. Когда дела идут хорошо, мы обращаем мало внимания (если вообще обращаем) на Бога и на то, что Он говорит в Своем Слове – Библии. Такие слова Бога кажутся не имеющими к нам отношения, неважными в нашей жизни. Но вот обстоятельства меняются к худшему, и, оказавшись в великой нужде, мы видим все по-другому. Тогда нам становится ясно, что в жизни действительно важно, а что нет. Страдающий человек больше склонен искать Бога ради Его помощи, но необходимо всегда принимать во внимание то, что Он говорит.

 

Как часто мы начинаем понимать свои личные ограничения и истинную потребность в Боге только тогда, когда нас поразит беда или страдание. Это может быть потеря любимого человека в несчастном случае, в неожиданном стихийном бедствии, или в фатальной болезни. Или мы можем страдать из-за чего-нибудь другого. Когда случается беда, она не обязательно является прямым последствием наших собственных грехов, но очень часто бывает результатом грехов других людей. Но мы не замечаем, что наши собственные грехи, в иной форме (в зависимости от их природы), точно так же становились причиной страданий других людей.

 

Бог может начать открывать Себя нам только после того, как мы обратим на Него внимание, и Он побудит нас трезво оценить свои неправильные поступки, – что мы согрешили против Него. В противном случае нам это просто неинтересно. Естественный разум человека совершенно не заинтересован Божьими вещами; они кажутся ему глупостью (1Кор.2:14). Плотский разум не просто не заинтересован, - он враждебен Богу (Рим.8:7-8). Наш естественный разум требует изменений!

 

Когда, усмиренные и приведенные в покаянное состояние ума обстоятельствами нашей жизни, мы начинаем понимать свою потребность в изменениях, очень важно принять твердое решение жить иначе. Когда мы раскаиваемся, мы принимаем решение больше не вести образ жизни, огорчающий Бога. Мы ставим своей целью жить в соответствии с тем, что Он открывает нам как наилучший путь для нас самих и для других. Мы решаем больше не жить в грехе. Мы утверждаемся в решении жить по Его Закону, Его заповедям, Его советам. Мы принимаем решение впредь следовать новым курсом, не повторяя прежних ошибок. Мы искренне желаем жить жизнью, которая будет радовать Его, а не только нас.

 

Тогда мы сможем повернуть нашу жизнь и жить, радуя Его, даже отвергая собственное Эго. Вот истинное покаяние.

 

Покаяние – это не просто чувство сожаления о самом себе и о тех несчастьях, которые мы навлекли на себя неправильной жизнью. Истинное покаяние – это понимание, что наши грехи принесли страдания другим, а главным образом – Богу!

 

Совершив прелюбодеяние и убийство, Давид говорил в глубоком раскаянии перед Богом:

 

«Против Тебя, одного Тебя согрешил я, и совершил злое в Твоих глазах» (Пс.51:4).

 

Он горько раскаивался. И потому, что печаль Давида была искренней, - от всего сердца, - Бог простил. Давид изменился. Никогда больше не совершал он подобных нечестивых поступков.

 

Брат, умерший вместо меня

 

Ричард Вурмбранд иллюстрирует смысл истинного покаяния в следующей истории, которую он рассказал в книге От Пыток К Триумфу.

 

        В старые времена, жили два брата, старший - добрый и набожный, и младший – распутник, кутивший в компании с неблаговидными дружками. Старший брат молился о младшем, и часто упрашивал его изменить свою жизнь, но все казалось напрасным.    

        Однажды ночью, когда старший брат сидел и читал в своем кабинете, в комнату влетел младший брат, умоляя: «Спаси меня! Полиция гонится за мной! Я убил человека.» На его одежде видны были пятна крови.

      Старший брат сразу понял ситуацию и сказал: «Я спасу тебя. Давай поменяемся одеждой.» Он взял окровавленный костюм преступника и отдал ему свое белое одеяние.

      Они едва успели переодеться, как нагрянула полиция. Они шли по следам преступника от самого места преступления, и схватили брата, который был в запятнанной кровью одежде.

      Представ перед судьей, он признал себя виновным, говоря: «Я несу полную ответственность за это преступление.» Имея все доказательства – преследование полиции, кровь, признание вины, - судья не колебался. Он осудил его на смерть, а затем спросил о последнем желании.

      «Только одно», - ответил предполагаемый преступник. «Я желаю, чтобы мой брат получил это письмо, которое я приготовил для него, в момент моего повешения.»

      Его желание было исполнено. На следующий день, его брат получил письмо. Открыв его, он прочел следующее: «Мой любимый, в этот самый момент я умираю вместо тебя, в твоей запятнанной кровью одежде, за твое преступление – и я счастлив принести эту жертву за тебя. Но я хочу, чтобы ты, в белом платье, которое я дал тебе, вел жизнь праведности и чистоты. Это мое единственное желание!»

        Читая эти слова, младший брат был поражен раскаяньем. Он побежал, чтобы остановить казнь, – но было уже слишком поздно. Тогда он побежал к судье, чтобы признаться в своем преступлении, но судья не желал его слушать. «Было совершено убийство; за него заплачено. Что произошло между вами - двумя братьями, - нас не интересует.»

        После этого случая, сколько бы ни звали его бывшие товарищи по кутежам на пьянки и гулянья, молодой человек всегда отвечал: «В белом платье, оставленном мне братом, который отдал за меня свою жизнь, я больше не могу делать дурные дела, которые совершал раньше» (Р. Вурмбранд, От Пыток К Триумфу, ст.107-109).

 

Исус, наш старший брат, умер вместо нас, чтобы нам не надо было умирать навеки. Все, чего Он требует от нас, - это покаяться и принять Его кровь, пролитую за нас. Приняв Его смерть за нас, мы наследуем Его белые одежды праведности, которые мы обязаны надеть. Тогда мы заявляем, что будем жить новой, радующей Его жизнью. Исус говорит всем:

 

«Давайте поразмыслим вместе. Если будут грехи ваши как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как шерсть убелю» (Ис.1:18).

 

Так выражена великая Божья любовь к нам и Его желание простить нам наши грехи, совершенные против Него. Но для того, чтобы Он мог даровать нам такое прощение, мы должны проявить желание быть послушными (там же, ст.16-17).

 

Все, что нам надо сделать – это принять Его и начать жить по Его Закону. «Перестаньте делать зло, научитесь делать добро» (ст.16-17).

 

Иными словами: покайтесь!

 

.

 

Примечания (Footnotes)

 

 1.

 

Если вас гложет смертельный страх, что вы совершили грех, который не имеет прощения, не беспокойтесь. Это не так. Сам факт, что вы этого боитесь, свидетельствует о том, что вы его не совершили. Ибо вы имеете покаянный дух и не хотите грешить. Диавол может вселять в христиан подобные страхи в попытке уничтожить их.

 

Обратно к Началу Страницы

Предыдущая Содержание

 

Авторское право 2012

MidnightInAmerica.net