Вы находитесь здесь: Домашняя страница > Литература > Литература Онлайн > ВСТРЕЧИ С ИСУСОМ > Суббота: Ответы на некоторые вопросы |
ВСТРЕЧИ С ИСУСОМ
|
Суббота: Ответы на некоторые вопросы Авторское право ММ - 1996г. Переиздано - 2001г.
|
► Насколько важно сегодня соблюдать Субботу? Представьте себе, что перед вами стоит следующая дилемма. Вы работаете в хорошей компании. К вам хорошо относится ваше начальство, и вам нравятся ваши сослуживцы. Ваш работодатель – хороший человек, и вы к нему испытываете искреннюю симпатию. Как добрый работник, вы стараетесь как можно лучше исполнять свои обязанности, - стараетесь всем угодить. Вы желаете быть признанным и любимым. Но вот возникла авральная ситуация. Появилась срочная работа, и ваш босс требует, чтобы вы работали сверхурочно. Более того, из-за сложного экономического положения и конкуренции на рынке само существование вашей компании стоит под вопросом. От того, будет ли этот срочный заказ выполнен в срок, может зависеть судьба вашей фирмы – будет ли она существовать, или потерпит крах! Ваш босс просит, чтобы все вышли на работу в выходные дни ради своевременного выполнения заказа. Если все впрягутся, цель может быть достигнута. Но это зависит от личного участия каждого работника. Однако вы – человек верующий, и в вашей жизни на первом месте находится Бог. Вы послушны Его заповедям, одна из которых утверждает, что седьмой день является святым днем, в который Бог велит отдыхать и НЕ делать никакой своей работы. Вы знаете эту заповедь, но, в то же время, видите отчаянное положение, создавшееся на работе. Если вы не придете на работу, возможно, это поставит под угрозу исполнение заказа и дальнейшее существование компании. Возможно, ваши друзья и коллеги по работе окажутся из-за этого без работы. Можно с уверенностью сказать, что вы больше не будете испытывать к себе горячей симпатии других, если не выйдете на работу! Что бы вы сделали в такой ситуации? Вы можете возразить, что вышеописанная ситуация весьма умозрительна и маловероятна. Может быть. Но Бог допускает развитие сложных обстоятельств, в которых проявляется, кому мы в действительности преданы. И когда ´гром грянул´, кого мы ставим на первое место? Насколько серьезно мы относимся к Божьим заповедям? Бог говорит нам: «Помни день Субботний, соблюдая его в святости» (Исх. 20:8). Как нам приступить к исполнению этой заповеди? «Шесть дней будешь трудиться, и делать ВСЮ свою работу, но седьмой день будет Саббат[19] Господу Богу твоему. В него не будешь делать никакой работы…» (там же). Бог благословил Субботний день, выделив его, как святой, и Он говорит нам, как начать его соблюдать в святости (святить). Заповедь ясна и понятна. В ней не сказано, «в срочных случаях можешь работать, коль скоро находишь и посвящаешь Богу какой-нибудь другой день для поклонения». Посвящение Субботы Богу и соблюдение ее в святости начинается с прекращения работы. Решение не работать в Субботу само по себе уже является аспектом поклонения Богу. В нашем обществе, настроенном на материальные ценности, оно может оказаться серьезным испытанием на верность. Слишком часто мы позволяем системе, в которой нам приходится жить, обусловливать наш ум, вместо того, чтобы позволять словам Бога менять нас! Испытание веры Мне было всего шестнадцать, когда я впервые понял, что Бог всерьез имеет в виду то, что говорит в Своем Слове. Тогда же Он подверг меня испытанию. Бог показал мне, что большинство в Христианстве ошибочно выделяют воскресенье как день отдыха и поклонения. Воскресенье – это первый день недели, а не седьмой. Я узнал, что это изменение сначала было введено ради откровенно политических целей одним из римских императоров, а затем оно, вопреки заповеди Бога, было утверждено предшественницей Римской Католической Церкви. Господь также показал мне, что Он считает дни не как мы –искусственно (от полуночи до полуночи), - а с вечера до вечера, и что в этом есть важный смысл. Вечер же наступает на закате солнца. Мы еще вернемся к этому вопросу в следующей главе. Когда я понял, что Суббота наступает на закате пятницы и заканчивается на закате субботы, я испытал легкое потрясение. Но так было написано в Слове Божьем, и поэтому я принял решение повиноваться. Я тогда учился в школе. Я был молод, и чувствовал себя ранимым и незащищенным. У меня было много страхов. Хотя я боялся последствий своего решения принять это новое знание, однако Бога я боялся больше. Гораздо больше! Я сделал так, как Он велел. В зимнее время занятия заканчивались после захода солнца; и вот я, набравшись храбрости, попросил директора школы позволить мне зимой раньше уходить из школы по пятницам. Если бы он не дал мне такое разрешение, я готов был все потерять. (Я ошибочно представлял себе его каким-то людоедом. В юности мы часто имеем неверное, преувеличенное мнение о старших людях, исходя из их внешности, или из собственных фантазий.) Если бы мне не дали разрешения, я все равно стал бы уходить с занятий без него, за что меня могли бы исключить из школы. Я был готов к этому. Я учел, во что это может мне вылиться. Но для меня это было важнее жизни! Ничто не могло остановить меня на пути следования этой новонайденной истине. Как аспект Божьего Слова, она была моей жизнью. Для преданного своему Господу христианина, ничего не должно быть важнее, чем полная покорность Богу и каждому слову Его божественных наставлений – чего бы нам это ни стоило. Когда мои родители узнали об этом, они были шокированы. Они не разделяли мои убеждения. Я был ´черной овцой´в семье. Они пытались переубедить меня, называя это ´новым безумством´, но я не уступал. Я увидел это в Слове Божьем. Бог открыл мне глаза. Почему я должен отказываться от того, что Бог говорит в Своем Слове ради временных удобств человеческой жизни? В определенном смысле, я был ´зеленым´ юнцом, и возможно, мой подход был чересчур ритуалистичен в некоторых отношениях. Но я считал своим долгом быть верным Слову Бога, и чего я никак не мог сделать, так это пойти против своей совести и против того, что понимал как волю Бога. Поэтому я исполнял Его заповедь, соблюдая Его Субботу в святости. Поначалу мне было нелегко победить себя и начать делать то, что, как я знал, было правильно. Проигнорировать было бы намного легче. Но, однажды приняв решение, я уже не мог отступать. Я был полон решимости идти до конца! Так я и сделал. Убедившись в моей решимости исполнять Его волю, Бог обеспечил то, чего мне не доставало. С тех самых пор и до сегодняшнего дня, я больше никогда не оглядывался назад; и Бог щедро благословил меня за это. Бог будет вас испытывать Бог говорит, что соблюдение святости Субботы является неотъемлемой частью нашего обучения и воспитания как христиан. Однако для многих христиан это не так. Это не стало неотъемлемой частью их поклонения. А должно было бы стать. Исус говорил, что мы должны жить КАЖДЫМ словом Бога (Мф.4:4), а не теми его частями, которые кажутся нам легко применимыми к нашей сложившейся жизни и не создают нам неудобств. Есть поговорка, что Бог помогает тем, кто помогает себе сам. В ней есть мера истины. Бог ждет и наблюдает, что вы будете делать. Увидев, по первым предпринятым вами шагам, вашу решимость делать то, что правильно, Он вступает в жизненную ситуацию, облегчая ваш тернистый путь. Перспектива потерять работу, или быть отвергнутыми семьей и обществом за твердое решение исполнять то, что Бог велит в Библии, - реальна и очень болезненна. Но Бог ожидает от нас готовности уплатить эту цену. «Всякий кто любит своего отца или мать больше чем Меня, не достоин Меня. Всякий кто любит своего сына или дочь больше чем Меня, не достоин Меня. И всякий кто не берет свой крест и не следует за Мной, не достоин Меня» (Мф.10:37,38). Мы должны быть готовы пожертвовать всем, что у нас есть ради Него, ибо Он этого достоин! Бесполезно говорить: «Я подожду, пока Он сделает для меня возможным соблюдение Субботы». Он ждет, чтобы вы делом доказали свою готовность исполнять Его волю. Когда вы своими поступками покажете, что ставите Его прежде себя, тогда Он начнет действовать, помогая вам в достижении этой цели. Несколько лет тому назад произошел такой случай. Один мой знакомый (назовем его «Джон») через свою жену понял важность соблюдения Субботы. Она посещала саббатарианскую церковь и там узнала, что верующие под Новым Заветом должны исполнять эту заповедь. Вскоре после этого ее мужу тоже открылась эта истина. Он работал в одной мастерской, и его работодатель требовал, чтобы он работал по утрам в субботу. Джон знал, что должен прекратить работать в Субботу, исполняя Божью заповедь. Он попросил, чтобы ему дали выходной в этот день. Естественно, владелец ответил, что об этом не могло быть и речи. Джон был нужен на работе в этот день. Вместо того чтобы подать заявление об увольнении, он рассудил, что без денег не проживешь. Поэтому он пошел на компромисс со Словом Божьим. Он решил ждать, пока Бог решит эту проблему за него, чтобы ему не потерять работу. Увы, беда в том, что Бог так не действует. Когда Всемогущий велел Аврааму пойти и принести в жертву своего сына Исаака, Он не просто спросил отца, готов ли тот пожертвовать сыном. Бог не предложил заменить сына жертвой барашка сразу, стоило тому сказать: «Хорошо, я сделаю так, как Ты говоришь». Бог ждал в молчании до тех пор, пока Авраам не приготовил все для костра и занес над юношей нож. Эти действия доказывали его преданность. Слова дешево стоят. Только когда Авраам пошел и сделал то, о чем просил Бог, - хотя это было крайне больно и он не мог понять зачем Бог требовал от него такой жертвы, - тогда Бог остановил его руку и предоставил барашка, чтобы принести в жертву вместо юноши. Ни мгновением раньше! Сегодня Бог испытывает вас - готовы ли, спешите ли, и насколько вы искренни в своем желании жить в покорности Ему. Он знает, что характер формируется только действием, а не простым словесным признанием Бога. Компромисс Джона был направлен против Бога и вреден для его собственного характера. Он только осложнил прохождение следующего испытания, которое Бог послал ему в жизни. Джон поставил себя и свою работу выше Бога. Он поставил своего босса на место Бога. Он предпочел повиноваться своему начальнику вопреки воле Бога. Разумеется, Джон оправдывал себя необходимостью. Любой верующий человек подвергается соблазну найти себе оправдание в подобных обстоятельствах. Послушание Богу часто вызывает сложности и проблемы в жизни. Однако Бог помогает нам справиться с трудностями. Но вместо того чтобы довериться Богу, Джон решил уйти от проблемы, приводя человеческие резоны. Я лично знаю людей, которые пожертвовали своей работой и карьерой, и даже принесли еще более существенные жертвы ради послушания Богу, в то время когда люди требовали от них действий в нарушение Божьих заповедей (Деян.5:29). Бог сотворил для них выход из безвыходных ситуаций. (Но Бог редко действует так, как мы предполагаем или ожидаем!) Некоторые отказались от своей работы ради покорности Богу, и Бог за это благословил их еще лучшей работой впоследствии. Другие со временем выяснили, что потеря работы явилась для них благословением в скрытой форме. Бог закрыл одну дверь, и открыл другую - в совершенно новую карьеру, с лучшими перспективами и преимуществами. Люди, которые ищут себе оправданий, почему они должны держаться за свою работу или иные аспекты жизни вместо того, чтобы соблюдать в святости Субботу, как того требует Бог, проявляют недоверие к Богу (то есть, маловерие). Бог лучше знает. Он знает, что вы можете пожертвовать тем, чего Он от вас требует ради покорности Ему. Он никогда не требует от нас того, чего мы не можем сделать. Но Он будет просить вас сделать то, чего вы обычно не хотите делать. Но за каждой жертвой следует награда. С другой стороны, прежде чем вы сможете насладиться Божьим благословением, вам придется уплатить некую цену. Вы не зарабатываете благословение, но вы доказываете, что ´достойны´ его получения. В случае с Субботой, она является благословением, которое дарует щедрые духовные награды, если ее соблюдать правильно. Бог изливает на вас эти благословения, когда вы приходите к Нему в истинном духовном поклонении в этот день. Но Он может потребовать от вас уплатить цену, которая измеряется в понятиях материальных. Можно ли сомневаться в ценности того, что Бог желает нам даровать? Духовная награда за послушание несравнимо ценнее любой денежной, материальной или социальной жертвы, которую мы можем принести Ему. Самооправдания Вы можете спросить: «Но почему я не могу найти это благословение, встречаясь с Богом каждый день и собираясь с другими в другие дни – не обязательно в Субботу?» Вы можете найти благословение, встречаясь с Богом каждый день. Более того, вы должны так делать! Но Слово Бога – не слово человека, чтобы мы могли его оспаривать. Когда Бог говорит, что ОН освятил седьмой день и требует, чтобы мы соблюдали его святость, то тут от нас ничего не зависит. Единственное, что от нас зависит - это, будем ли мы покорны. Некоторые люди говорят, что Суббота была частью Моисеева закона, и мы не обязаны соблюдать его сегодня. Но не Моисей придумал Десять Заповедей. Они даны были ему Богом. Бог Всемогущий прогремел их с вершины Синая (Исх.19), и они были сохранены для нас ценою рек пролитой человеческой крови и больших страданий. Если вы желаете спорить о соблюдении Божьего закона, данного человечеству, - это ваше дело. Но куда это вас приведет? Бог дал нам закон для нашей же пользы. Из-за своего непослушания вы потеряете намного больше, чем приобретете. Отказ соблюдать седьмой день в святости, когда вам открылась эта истина, есть не что иное, как непослушание и бунт. Не меньше! Мне приходилось слышать рассуждения некоторых о том, что, дескать, в их конкретных сложных обстоятельствах Бог поймет, почему они вынуждены работать в Субботу, идя на компромисс и вопреки Его заповеди. Они-де не хотят этого, но вынуждены под давлением требований жизни. С таким же успехом можно оправдывать свое прелюбодеяние: «Эта женщина любит меня. Она нуждается в моем чувстве. Если я не дам ей то, чего она хочет, это будет жестоко по отношению к ней. Бог понимает». Нелепость, не правда ли? Так же нелепо оправдывать жизненными условиями прямое нарушение заповеди о соблюдении святости Божьей Субботы. С точки зрения Бога, нет никакой разницы между тем, кто еженедельно ходит к блуднице и тем, кто сознательно нарушает Его Субботу. Вам может казаться, что эти вещи несравнимы, но Божьи помыслы не похожи на наши. Грех есть непослушание закону Бога (1Ин.3:4). А грехи, порожденные непослушанием – отказом повиноваться, когда знаешь правду, - самые отвратительные. Бог приравнивает их к колдовству (1Сам.15:23). Скажу больше, прелюбодеяние человека, не устоявшего перед сильным соблазном, есть грех меньший, чем сознательное, своевольное осквернение священного времени. Сколько самодовольных христиан, уверенных в своей праведности, осуждающе покачивают головами, не веря своим ушам, когда им рассказывают о других, вовлеченных в сексуальный скандал или иной явный грех, при этом сами, не моргнув глазом, расчетливо отвергают четвертую заповедь! «Кто разумеет делать добро, но не делает, тому грех» (Иак.4:17). Есть грех, не имеющий прощения, потому что он совершен сознательно, преднамеренно, расчетливо, и сам виновник не ищет прощения (Евр.6:4-6). Ему все равно! Я надеюсь, что большинство преступающих Субботу не относятся к этой категории. Многие просто не понимают. Бог не держит этого против них. Он прощает неведение. Но не попадите в число тех, кто не желает понимать. Не желающие знать, виновны пред Богом! Есть такие люди, которые предпочитают игнорировать этот вопрос, чувствуя, что в этом есть правда. Вместо того чтобы разобраться, они бегут от истины и закрывают глаза, чтобы не увидеть. Отворачивающийся от Божьей истины однажды обнаружит, что Бог от него тоже отвернулся (1Хрон.28:9). Некоторые используют такое оправдание: «Ведь вы же не ожидаете, что я буду соблюдать Саббат седьмого дня, как эти слепые легалисты?» То, что другие соблюдают Субботу неверно или небезупречно не может служить вам оправданием в нарушении этой заповеди. Разве их падение отменяет наказ Бога? Нет конечно! Верно, что существует множество ритуалистов, которые соблюдают Субботний день в форме, далекой от идеала. Они понимают послушание, как исполнение ряда человеческих правил о том, что «дозволено и не дозволено». Они умаляют святость этого дня человеческими установлениями, которые не имеют внутренней духовной ценности. Цель Субботы Суббота это святое время, назначение которого - направлять нас к святому Богу. Богу не угоден пустой ритуализм. Люди, которые соблюдают Субботу ради самой Субботы, и те которые думают, что, соблюдая ее, они становятся праведнее других, - все эти люди не поняли главное - Божью цель. Бог сказал: «Вы должны соблюдать Мои Субботы. Это будет знаком между Мною и вами в грядущих поколениях, чтобы вы знали, что Я есть Господь, освящающий вас» (Исх.31:13). Соблюдение Субботы никого не освящает. Только Бог освящает всех нас. Он сделал это посредством искупившей нас крови Своего Сына Исуса и освящающей нас работы Святого Духа. И Он дал нам Свои Субботы как знак, который должен напоминать нам о Боге, и направлять нас к Нему. Ритуалисты неверно понимают смысл этих слов, сказанных Богом. Они представляют себе этот знак вроде таблички, висящей на шее у каждого соблюдающего Субботу, определяя их, как детей Божьих. Неправильно! Знак, о котором идет речь, - вроде дорожного указателя, направляющего нас к Богу. Еженедельно он напоминает нам о Нем. Знак напоминает нам о том, что Бог сотворил все сущее в шесть дней, и отдохнул от творения в седьмой день, подавая нам пример (Быт.2:3). Он напоминает нам о том, что у Бога есть план, который Он приводит в действие, - план спасения человечества: 6000 лет человеческих проступков, за которыми последует 1000 лет отдыха в Тысячелетие правления Христа. Он напоминает нам о том, что в конце этих 7000 лет план Божьего спасения человека будет завершен. Человечество наконец полностью воссоединится со своим Творцом. Таким образом, Суббота является символом: ♦ Сотворения ♦ Спасения ♦ Восстановление. Эта символика включает прошлое, настоящее и будущее. Для всего Божьего народа она является постоянным напоминанием о Боге и Его плане для человечества. Это знак между Богом и Его спасенными о той чудесной цели, которую Господь наметил для нас. «Соблюдай Субботу, потому что она для тебя святая» (Исх.31:14). Почему это время свято? Потому, что оно дано нам как напоминание обо всем, что называется Богом, и обо всем, за что Он стоит. Бог это: ♦ Творец ♦ Спаситель ♦ Восстановитель. Обращаясь к Израилю, Иегова подчеркивал, каким святым они должны считать это время: «Любой, осквернивший ее, должен умереть; кто делает любую работу в этот день, должен быть отсечен от своего народа» (Исх.31:14). «Шесть дней должно делать работу, но седьмой день - Саббат отдыха, святой Господу» (там же, ст.15). Суббота дана для блага всех Для всех верующих очень важно помнить заповедь о Субботе, - не только для израэлитов (евреев)[20] или иудеев. Суббота была сотворена при Сотворении мира – за тысячелетия до рождения первого еврея, и тем более иудея[21]. Исус утверждал, что Суббота была сотворена для человека (человечества), а не только для Иудеев (Мк. 2:27). «Соблюдайте справедливость и делайте то, что правильно, ибо Мое спасение близко и Моя праведность скоро будет явлена. Благословен человек, делающий так, человек, крепко придерживающийся этого, и удерживающий руки свои от злых дел» (Ис.56:1-2). В соблюдении святости Субботы есть благословение. «Ибо так говорит Господь: ´Евнухам, соблюдающим Мои Субботы [заметьте, что Бог называет их Своими Субботами!], выбирающим то, что угодно Мне и придерживающимся Моего завета – Я дам им в Моем Храме и в его стенах память и имя лучшее, чем сыны и дочери. Я дам им имя вечное, которое не пресечется. И чужестранцам, связавшим себя с Господом, чтобы служить Ему, любить имя Господа и поклоняться Ему, всем, кто соблюдает Субботу не оскверняя ее, и крепко держится Моего завета – этих Я приведу к Моей священной горе и дам им радость в Моем доме молитвы…´» (Ис.56:4-7). Суббота – это не наш день. Это день Господа, который Он освятил для нашего блага. И Бог благословляет нас, когда мы полностью покоряемся Ему, соблюдая ее святость. Соблюдение ее святости Так как же нам соблюдать святость этого важного дня? Этого нельзя достичь простым ничего-не-деланием. Воздерживаясь от обычных, повседневных дел, мы делаем первый шаг. Существуют другие важные аспекты, о которых следует помнить. Цель Субботы – устремлять нас к Богу. Она дарует нам свободное время, необходимое для общения с Богом в молитве, для размышлений над Его словами, обращенными к нам. Каждый день своей жизни мы должны находить время для Бога – особенный период, посвященный размышлениям о Нем в молитве и в изучении Библии. И лишь Суббота - один день недели, всецело посвященный Ему! «´Если удержите ногу свою от преступления Субботы и преследования своих желаний в Мой святой день, если назовете Субботу усладой, святой день Господа – почтенным, и если почтите его, не идя своим путем, и не делая, как вам хочется или пустословя, - тогда найдете свою радость в Господе, и Я дам вам воссесть на вершинах земных и наслаждаться наследием отца вашего Иакова.´ Уста Господа сказали так» (Ис.58:13-14). Через пророка Исаию Господь объясняет, как нам правильно использовать священное время Его Субботы. Мы не должны делать то, что нам хочется. При этом, однако, Бог дает нам довольно большую свободу выбора из тех видов активности, которые важны для того, чтобы жить сбалансированной жизнью. Когда мы меняем свою жизнь, чтобы уважить Его в этот день, Он уважит нас. ► Когда начинается Суббота? Когда Бог создавал земной шар для обитания человека, Он все делал тщательно и точно. Все, что Он делал, было наполнено глубоким смыслом. В книге Бытия записано, что с самого начала Бог создал неделю, как знак, отмечающий важные факты – те факты, о которых мы не должны забывать. Шесть дней Он работал, делая эту землю пригодной для жизни, способной самовосстанавливаться, населяя ее жизненными формами. Затем в седьмой день Бог почил, подавая нам пример. Книга Бытия, при всех своих загадках, дает нам важнейшие основополагающие знания. Бытие 1:4 описывает тьму и свет, из которых состоит каждый земной день. Затем, проясняя как именно тьма и свет отделяют один день от другого, писание говорит: «И был вечер, и было утро, день первый» (Быт.1:5). Сначала наступает вечер, и только потом утро. Вечер – это время после заката солнца, когда свет постепенно уходит. А утро является началом светового дня. В наше время значение слова «утро» несколько изменилось, обозначая время до полудня. В книге Бытия Бог открывает нам, что день начинается и кончается вечером. То есть, когда садится солнце и дневной свет меркнет перед наступлением ночи. Великий табельщик небесный Принятый сегодня искусственный ´Римский´ календарь и вся система отсчета времени определяет полночь точкой начала и конца суток. Но такая форма отсчета является совершенно произвольной. Она не основана на наблюдении солнца. Бог дал человеку возможность наблюдать и видеть начало и конец дня, месяца и времени года, хотя большинство людей этого не замечают: «И сказал Бог: ´Пусть явятся светила в пространстве небесном, чтобы отделять день от ночи, и пусть они служат знаками, отмечающими времена [на иврите здесь слово «моэдим» - праздничные времена или фестивали], ДНИ, и годы´» (Быт.1:14). Эта функция была придана солнцу в дополнение к основному его назначению - давать нам свет (там же, ст.15). Именно солнце определяет, когда дню начинаться и кончаться. Солнце дает два наиболее явных определителя времени – закат и восход. Нигде в Писании Бог не дает указания считать восход началом нового дня (суток). Восход начинает только световой день. Текст Бытия 1:5 показывает, что вечер предшествует утру. Текст Левита 23:32 подтверждает эту истину: «Это Саббат отдыха для вас… С вечера девятого дня месяца до следующего вечера будете соблюдать ваш Саббат». Хотя этот текст имеет отношение ко Дню Искупления (Поста) - ежегодному Саббату (святому празднику), - тот же принцип соблюдается для определения начала и конца любого другого дня, в том числе Субботы. Божий замысел Тьма предшествует наступлению света. Этот физический принцип имеет параллель в духовной сфере. (По замыслу Бога материальная вселенная является прообразом Его общего духовного плана.) Читая Святое Писание, нетрудно заметить, что по Божьему замыслу один день заканчивается и новый начинается вечером, а конкретнее - на закате солнца. Например, это видно из текста книги Исуса Навина 10:26-27: «… их оставили висеть на деревьях до вечера. На закате Исус дал наказ, и их сняли…» Речь идет о телах врагов. Бог наказал израэлитам не оставлять тела повешенных после окончания дня (Вт.21:22-23). Также в книге Левит (22:6-7) мы находим указание, согласно которому оскверненный человек считался «нечистым» до вечера. Это время дня определяется словами: «когда садится солнце». Во времена Исуса иудеи хорошо знали и соблюдали эту библейскую традицию. Чувствуя, что было бы неправильно с их стороны искать помощи Исуса в Субботу, они ждали до захода солнца, прежде чем привести к Нему всех своих больных для исцеления (Мк.1:32). Эта традиция считать дни и соблюдать праздники от заката до заката фактически существовала в Церкви где-то до 18-го столетия. И даже сегодня мы видим ее следы в таких обычаях, как празднование «кануна Рождества» и «кануна Нового Года» – то есть вечера накануне дня Рождества или Нового Года.
► Какие виды деятельности подобают в Субботу? Бог дал нам еженедельный день отдыха, чтобы у нас каждую неделю было время приходить к Господу, поклоняться Ему, изучать Его Слово, и наслаждаться духовным общением с братьями и сестрами по вере, делясь познанным. Суббота дана не только ради физического отдыха. В то время как условие физического отдыха заложено непосредственно в самой заповеди, духовные цели этого времени - несравнимо грандиознее. Это должно быть ясно из того, что Бог назвал Субботу знаком между Собою и нами. Знак этот направляет нас к Нему: «Чтобы вы могли знать, что Я - Господь ваш» (Исх.31:13). Поэтому соблюдение Субботы должно рассматриваться как духовная практика, а не просто физическая. Ветхозаветные запреты на различные виды деятельности в Субботу отражают именно это. Они были даны для того, чтобы не дать народу забыть и уйти в сторону от духовной цели Субботы. По сравнению с другими заповедями, - регламентирующими, скажем, отношения полов, брак и семью, - эта заповедь имеет мало установлений. Давайте рассмотрим по очереди четыре ограничения, поставленных Богом Израилю на Субботний день. 1. Не выходить Когда народ Израильский жил в пустыне, Бог чудесным образом предоставлял им пропитание. Шесть дней в неделю Он каждое утро посылал им манну с неба, а в седьмой день она не выпадала. Бог велел им шесть дней выходить и собирать манну по утрам, пока она не ´растаяла´ под лучами солнца. Он также велел им в шестой день собирать в два раза больше манны, чем обычно, готовясь к Субботе (Исх.16). Этот принцип предварительной подготовки важен для нас. Совершенно очевидно, что Бог желает, чтобы мы готовились к Субботе, заранее делая все, что возможно. Таким образом, мы освобождаем больше времени, которое можем посвятить Богу в Его день. Бог сказал: «Помните, что Господь дал вам Субботу; вот почему в шестой день Он дает вам хлеба на два дня. Каждый должен в седьмой день оставаться, где находится; никто не должен выходить» (Исх.16:29). Обратите внимание, что это указание запрещает выходить в Субботу со специфической целью поисков пищи, - потребность, которую Бог заранее обеспечил. Это не было запретом выходить из дома вообще! Бог не желает ограничивать нас ни в чем хорошем или полезном. Он ограничивал тяжкий труд. Он наказывал Израилю НЕ работать в Субботу. И Он заранее сделал так, чтобы у них не было нужды работать в этот день. Он велел им приготовиться к Субботе заранее (Исх.16:23). Непредвзятому человеку должна быть очевидна важность этого установления для нас сегодня. Мы должны делать все, что можно в течение шести рабочих дней недели, - работать, стирать, убирать дом, исполнять необходимые повседневные дела, покупать и готовить пищу, - все, что является частью нашей физической жизни. Но в седьмой день мы должны прекратить делать наши дела, - перестать зарабатывать на жизнь, прекратить делать наши обычные дела по дому, - и отдать свое время нашему Создателю и Благодетелю. 2. Не разжигать огней Бог велел: «Не разжигайте огней в ваших поселениях в Субботний день» (Исх.35:3). На первый взгляд, это требование кажется ограничительным и нерезонным. Неужели Бог хотел, чтобы Его люди голодали и мерзли в Его день? Нет! Важно понимать контекст, в котором было дано это указание. Бог уже обеспечил для них пищу в виде манны, которая должна была быть приготовлена в предыдущий день. Итак, им не нужно было разводить огонь для приготовления еды. Кроме того, это указание не мешало им иметь огонь в жилищах. Они постоянно поддерживали горящий огонь в домашнем очаге. Как и наказ не выходить из своего жилища в Субботу, так же и этот указ имел целью остановить трудовую деятельность тех, кто желал преднамеренно нарушить Субботу. Мы находим упоминание об этом в тексте, где говорится о приготовлениях к строительству Скинии (Шатра). Эти приготовления включали много работы по плавлению металлов, которое, как и другие виды работы, требовало разведения огня. Поскольку работа должна была прекращаться в седьмой день, то им не было необходимости разжигать огни в это время. Бог не убийца радости и не скупец. Он не отказывает нам ни в чем полезном или важном для нас. Однако нам необходимо понять, что мы не всегда нуждаемся в том, что нам кажется нужным. Более того, наши естественные потребности могут быть для нас духовно пагубными! 3. Не собирать хворост и дрова В книге Чисел (15:32-36) находим рассказ о том, как человек, который пошел собирать хворост в Субботу, был наказан смертью за свое преступление. Многим сегодня, в нашем либеральном обществе, такое наказание покажется слишком жестоким. Но этот приговор был провозглашен Богом. Для нас важно понимать, почему Бог так рассудил. Во-первых, этот приговор должен помочь нам понять святость Субботы и большое значение, которое Бог придает нашему правильному использованию этого дня. Во-вторых, Бог видит побуждения человеческого сердца, которые подталкивают нас к действиям. Этот человек намеренно отверг Божью заповедь, ясную, как Божий день. Его забросали камнями не за то, что он просто подобрал несколько лежащих на его пути палок, а за то, что он целенаправленно вышел работать в Субботу. 4. Не переносить и не перевозить грузы Иеремия вынужден был укорять жителей Иерусалима за пренебрежение и осквернение Субботы: «Так говорит Господь: Смотрите, не несите груз в день Субботний и не ввозите его через врата Иерусалима. Не выносите груз из домов ваших, и не делайте никакой работы в Субботу, но соблюдайте Субботний день святым» (Иер.17:21-22). Люди снова начали заниматься обычной работой и перевозить коммерческие грузы в Субботу. Именно это запретил Бог, и это осуждал Иеремия. Этот наказ не является абсолютным запретом путешествовать или носить что-либо в руках в Субботу, - даже если это груз. Мы должны принимать во внимание намерение, - то есть мотив действия. Святость Субботы должна быть соблюдена Во всех вышеприведенных случаях эти наказы были даны потому, что кто-то из людей уже нарушил Субботу подобным образом. Эти установления не давались ради репрессий или для запрещения необходимых или резонных действий, не вызванных неверной мотивацией. Такие заповеди следует рассматривать в контексте обстоятельств народа Израиля в то время – потребности в постоянном напоминании. Они не являются жесткими, негибкими законами для всех людей во всех обстоятельствах. Наш Бог является Богом милосердия и справедливости. Он не подавляет и не ограничивает нас в необходимом. Эти указания даны были не как бремя. Еще меньше были они предназначены для порабощения, - как некоторые ошибочно заявляют. Они были даны для того, чтобы защищать святость Субботы и предотвращать неправильное использование этого времени. В Египте народ Израиля принуждали к тяжелому рабскому труду. Целую неделю трудились они под кнутом надсмотрщика без передышки! Даруя Субботу, Бог являл им Свою любовь. Эта заповедь вносила равновесие, а не порабощение в их жизнь. Мало кто сегодня понимает точку зрения Бога. Осквернение Субботы Иеремия предупреждал о необходимости соблюдать Субботу: «Если вы не будете послушны Мне, соблюдая день Субботы в святости,… тогда Я разожгу неугасимый огонь во вратах Иерусалима, который пожрет ее крепости» (Иер.17:27). Так и случилось! Иерусалим был разрушен. Жители города не послушались предупреждений Бога, посланных им через пророка, и некоторое время спустя, город был покорен вавилонянами. Народ иудейский либо убивали, либо угоняли в рабство в чужие земли. После своего рабства иудеи разработали строгий свод правил и законов, касающихся соблюдения Субботы, и требовали их неукоснительного соблюдения. Они не желали повторять ошибки праотцов, своей свободой заплативших за свои грехи. К сожалению, плотскому разуму не понятен дух Божьего закона. Поэтому он лишь создает рабство, прибавляя дополнительные требования к Закону Бога. Важно отметить, что Бог прибавил всего несколько правил к основной заповеди о Субботе, данной у горы Синай (Исх.20:8-11), тогда как иудейские религиозные вожди прибавили много правил! Результат этих добавлений был противоположен тому, чего желал Бог. Они привели людей в кабалу к человеческим установлениям. Например, в Субботу было запрещено, как незаконное, любое путешествие на существенное расстояние. Иудейские вожди своим решением определили дозволенное расстояние для Субботнего дня – около ¾ мили (приблизительно 1200 м). В дни Исуса, писцы и фарисеи насаждали обременительный список «дозволенных и недозволенных» в Субботу действий, чем извращали красоту и убивали радость Субботы. Своим пустым легализмом они превратили Субботу в низшую подделку этого Богоданного праздника. Суббота предназначалась Богом как средство для достижения Его цели; они же превратили ее в самоцель. Исус гневно осудил их религию! (Мф.23; Ин.5:16-17; Мк.7:9-13.) Правильное соблюдение Субботы Суббота была дана, как дар Бога человечеству. Печально, что очень немногие смогли увидеть ее в таком свете! Бог хотел, чтобы этот день был для нас днем ликования и отдыха, усладой, днем восстановления физических и духовных сил. Но люди, лишенные Духа Божьего, извратили ее пустым ритуализмом и легализмом. Бог говорит, что если мы будем должным образом соблюдать этот день, он станет наслаждением. Но для этого мы должны принять точку зрения Бога: «Если удержите ноги свои от нарушения Субботы, и не будете делать то, что вам угодно в Мой святой день… и если уважите его тем, что не будете идти путем своеволия, и не будете делать того, чего вам хочется, или говорить пустых слов, тогда найдете свою радость в Господе» (Ис.58:13-14). Так что же угодно Богу в этот день? Вариантов столько же, сколько людей на свете. Не существует единого для всех, строгого правила, за исключением того, что мы должны стараться ставить Бога превыше всего и всех в этот день. Это день физического, умственного, эмоционального и духовного восстановления. Это заповеданное отступление от рутины нашей повседневной жизни. Что является восстановлением сил для одного человека, может оказаться серьезной работой для другого. Строитель, уставший за шесть дней тяжелого физического труда, будет счастлив физически отдохнуть и восстановиться, читая и размышляя над Словом Божьим, тогда как для редактора газеты будет наслаждением дать отдых уму и провести часть Субботы в длительной прогулке где-нибудь на природе. Главное то, что в нашем сердце. Мы должны ЖЕЛАТЬ соблюдать Его Субботу в святости. Когда мы этого желаем, она станет нашей усладой. Бог благословит нас за наш искренний отклик. Однако мы не должны пытаться сделать Субботу усладой посредством удовольствий, которых мы сами хотим. Такие попытки заведомо ведут к поражению. Божьи директивы Библия проливает свет на то, что Бог считает занятием, полезным для нас в Субботу. ♦ Бог дал нам Свое Слово. Он желает, чтобы мы посвятили себя учебе по нему (2Тим.3:14-15; 2:15). Бог говорит с нами главным образом через Библию. ♦ В этот день мы имеем больше времени, чем в обычные дни для молитвы и поисков близости к Богу. Господь вознаграждает нас за это (Мф.6:6). ♦ Это время собираться вместе с братьями и сестрами по вере, общаться и поддерживать друг друга (Евр.10:28). Время собраний поклонения Богу должно быть временем значительного общения с Богом (Деян.4:31; Мф.18:20). ♦ Правильно и законно делать добрые дела (Мф.12:12), находить время и навещать больных, вдов и сирот, проявляя заботу о них (Иак.1:26-27). Разумеется, это не дает нам позволения посвятить такой деятельности весь Субботний день, особенно если мы занимаемся этим же в остальные дни недели за плату. Повторяю, мотивы наших действий являются решающим фактором. Бог смотрит не столько на то, что мы делаем, как на то, почему мы делаем то, что делаем. Стараемся ли мы почтить Его, соблюдая Его Субботу святой? Если Он является нашей усладой в этот день, Бог обещает нам: «´Тогда вы найдете свою радость в Господе, и Я дам вам воссесть на вершинах земных и наслаждаться наследием отца вашего Иакова.´ Уста Господа сказали так» (Ис.58:14). ► Как насчет «овцы в яме»? Однажды Исус сказал: «Если кто-нибудь из вас имеет овцу, и она упадет в яму в Субботу, разве он не возьмет ее и не вытащит?» (Мф.12:11.) Исус сказал эти слова после того как самоправедные ритуалисты - религиозные вожди того времени, - подвергли Его массированной критике. Фарисеи - потерявшие здравомыслие, закосневшие сердцем религиозные фанатики, - пеклись главным образом о соблюдении своего влияния и власти над умами людей. Их не интересовала истина. Они жаждали власти и почета, а Исус представлял угрозу их всевластию. Поэтому они искали любую возможность Его опорочить. Была Суббота, и Исус пошел в синагогу, где в этот день собирался народ читать Тору и поклоняться Богу. Всем вокруг было известно, что Исус чудесно исцелил многих людей. Слухи об этом удивительном учителе и целителе распространились по всей стране и продолжали шириться. Более того, Исус позволял себе оскорблять религиозных вождей и высмеивать их авторитет тем, что исцелял в Субботу. Это противоречило их мелочным правилам! Фарисеи имели много сторонников. Они знали, что при необходимости могли призвать поддержку из разных мест. Они крепко утвердились в обществе Иудеи. Редко случалось, чтобы появлялся человек, имевший безрассудство бросить вызов их власти. Зная, где будет Исус в Субботу, они готовили Ему западню с целью опозорить Его перед народом. В той местности жил человек с сухой рукой. По Субботам он всегда приходил в синагогу вместе с другими людьми. Фарисеи ждали, что он придет и в этот раз. Они также ожидали прихода Исуса. Что Он сделает? Если Он исцелит сухоручку, они смогут обвинить Его перед всем народом в том, что Он нарушает Субботу – преступление настолько серьезное, что каралось смертью под Ветхим Заветом (Исх.31:14; 35:2). Вот пришел Исус. Его критики пристально следят за каждым Его движением. Он не может не заметить сухорукого человека, сидящего на видном месте. Атмосфера становится напряженной. Исус знает, что против Него что-то замышляют. Он увидел калеку почти сразу. Он также заметил взгляды и выражения лиц Фарисеев! Захватив инициативу, Фарисеи задали вопрос: «Законно ли исцелять в Субботу?» (Мф.12:10.) Не сомневаясь ни на мгновение, Исус сделал то, чего они совсем не ожидали. Он ответил им вопросом на вопрос – тем самым, который мы процитировали в начале главы, об овце, упавшей в яму. Не зная как ответить, Фарисеи умолкли. Тогда Исус велел человеку с сухой рукой вытянуть ее. Когда человек послушался, рука была полностью восстановлена! (там же, ст.13.) Господь СубботыЭтот эпизод – один из нескольких в жизни Исуса, когда Его обвиняли в преступлении Субботы. Всего несколькими часами раньше Его и Его учеников обвинили в осквернении Субботы тем, что они подобрали несколько колосков и съели зерна (Мф.12:2). Отвечая на этот выпад, Исус сказал: «… И разве вы не читали в Законе, что в Субботу священники в храме нарушают святость дня, и все равно невиновны? Но говорю вам, что здесь Тот, кто важнее храма. Если бы вы только знали, что значат слова: ´Я желаю милосердия, а не жертвы´, вы бы не осудили невинного. Ибо Сын Человеческий есть Господь Субботы» (Мф.12:5-8). Некоторые ´учителя´ заявляют, что Своим поведением Исус продемонстрировал, что Он не соблюдал Субботу. Но это неверно! Он ее соблюдал! Обратите внимания на подчеркнутые слова в вышеприведенной цитате. Он был невиновен в том, в чем Его ложно обвиняли – в нарушении Субботы. Проблема была в легалистичном подходе Фарисеев, которые не видели дальше своего почтения к букве Закона, и не понимали его духовной цели. Из-за такой духовной близорукости они низвели ценность соблюдения Субботы к пустому соблюдению череды установленных человеком правил. Заметьте, Исус сказал, что Он является Господом Субботы. Это Он ее учредил. ОН есть Тот, кто освятил ее от Сотворения мира (Ин.1:1-4; 1:10). Так как же могли Фарисеи спорить с Ним и обвинять Его в несоблюдении заповеди, которую Он сам дал всему человечеству?! Люди, которые утверждают, будто этими словами Исус говорил, что имел право отменить Субботнюю заповедь и что Он так и сделал, либо не видят истины, либо сознательно отвергают ее! Исус не отменил ничего из Декалога! (Мф.5:17-19). Наоборот, Он усилил важность послушания словам и принципам Десяти Заповедей. Говоря, что Он Господь Субботы, Исус подчеркивал, что Его наставления о том, как правильно соблюдать Субботу, были истинны. Он создал ее; следовательно, Ему лучше известно, что законно делать в этот день. Возможность проявить состраданиеКогда возникают непредвиденные обстоятельства и случается нечто, выходящее за пределы власти человека, Бог говорит, что совершать добро в Субботу не противоречит, а соответствует закону (Мф.12:12). Чтобы проиллюстрировать этот принцип, Исус воспользовался примером упавшей в яму овцы. Если бы хозяин оставил овцу в яме до заката, она бы страдала все это время, что совершенно необязательно. Поэтому, говорит Исус, будет правильно вытащить ее оттуда. Деяния сострадания и милосердия можно совершать в этот день. Вспомним другой случай из жизни Исуса, когда опять-таки возник этот же вопрос. На сей раз, Исус находился в доме известного Фарисея. И снова за ним внимательно наблюдали (Лк.14:1). «Вот явился пред Ним человек, страдавший водянкой. Исус спросил Фарисеев и знатоков закона: ´Дозволено исцелять в Субботу или нет?´ Но они промолчали. Поэтому, прикоснувшись к этому человеку, Он исцелил его и отослал. Затем Он спросил их: ´Если один из вас имеет сына или вола, который упал в колодец в Субботний день, не вытащите ли его оттуда немедля?´ И им нечего было сказать» (Лк.14:2-5). Разум человека имеет тенденцию впадать во всевозможные заблуждения относительно того, как надлежит соблюдать Субботу. Вместо того чтобы искать понимания духовной цели Субботы и Божьего милосердия, необращенный (плотский) разум ищет защиты в строгом легализме. Господь не легалист. Слова Исуса указывают что, когда складывается неотложная и опасная ситуация, и нам необходимо бежать в Субботу, то мы не совершим преступления, если так и сделаем, спасая свою жизнь. Однако Он побуждал нас молиться о том, чтобы такая необходимость не возникла (Мф.24:20). Поскольку Фарисеи, критиковавшие Исуса, не имели Святого Духа, они не могли понять, что бывают случаи, когда Божье милосердие и сострадание к человеку перевешивают букву закона. Они не могли постичь любящую природу Бога. Исус поправлял их: «Если бы вы знали, что означают эти слова: ´Я желаю милосердия, а не жертвы´, - вы бы не осудили невинного» (Мф.12:7). Недостаток духовной проницательности стал причиной их легалистичного подхода. Бездуховный разум часто впадает в ритуализм, который позволяет ему испытывать чувство глубокого удовлетворения самим собой. ´Неотложные обстоятельства´, которые не оправдываютВ вышеприведенных примерах из Евангелий, очень важно обратить внимание на то, что незадачливые овца и вол не попали в яму или колодезь по замыслу. В обоих случаях возникшая ситуация была незапланированной и непредвиденной. Это иллюстрирует для нас то, какая именно неотложная работа позволительна в Субботу. Это не распространяется на случаи, когда мы сами создаем трудную ситуацию, так что нам надо работать в Субботу для ее разрешения. Совершенно очевидно, что любой хозяин принимал меры предосторожности для того, чтобы предотвратить падение животных в яму или колодезь. Добрые фермеры не позволяют своим животным регулярно падать в ямы! Так и мы не должны безрассудством или бесхозяйственностью создавать обстоятельства, которые бы заставляли нас работать в Субботу для их преодоления. Мы должны быть честны с собой и с Богом, и хорошо планировать свой труд шесть рабочих дней недели, чтобы сделать возможным соблюдение заповеди святить Субботу. Слабости плоти подталкивают нас идти на компромиссы, позволяя себе быть затянутыми в работу, тогда как мы обязаны принять меры для избежания необходимости работать по Субботам. Человек склонен прибегать ко всевозможным человеческим аргументам, оправдывая свое желание нарушить совершенно ясные указания заповеди о Субботе. Человеческий разум найдет бесконечное количество оправданий действиям более удобным и желательным с точки зрения социальной жизни или желаний плоти. Но мы призваны Богом не для легкого пути. Мы призваны идти путем, который имеет трудности. Бог не желает, чтобы мы шли на компромиссы, нарушая Его заповеди ради удобства. Отвернуться от слов четвертой заповеди может быть легче и удобнее для жизни в обществе и удовлетворения материальных потребностей. Но если мы пойдем на это, нам будет намного труднее в День Суда, ибо тем самым мы разрушим один из аспектов христианского характера. Мне известны случаи, когда христиане используют Библию для оправдания своих проступков. Они цитируют определенные тексты, такие как Галатам 4:10, Римлянам 14:5, Колоссянам 2:16 и некоторые другие, вырванные из контекста тех обстоятельств, о которых шла речь, для самооправдания. Ни один из этих текстов не дает нам права отменять слова четвертой Заповеди. Эти заповеди были выжжены в камне перстом Бога! Нет ни одного библейского текста, отменяющего Субботу, установленную Богом от Сотворения Мира и подтвержденную Им у горы Синай! Кто утверждает, что вышеперечисленные тексты отменяют Субботу, либо жестоко заблуждается, либо сознательно вводит других в заблуждение. Их хитроумные интриги не могут обмануть Бога, давшего им жизнь. Их неискренние сердца Он видит насквозь. Итак, стремясь войти в Царство Небесное, постараемся избежать двух ловушек на жизненном пути:
|
Авторское право 2006 MidnightInAmerica.net |