Вы находитесь здесь: Домашняя страница > Литература > Литература Онлайн > Почему страдают христиане?
Почему страдают христиане?
Малколм Б. Хип
PO Box 29, Aylesbury, HP17 8TL, UK
Авторское право © Midnight Ministries
Автор не возражает против использования материалов своих работ другими авторами при соблюдении правил цитирования:
полное указание источника (с адресом), без внесения изменений в цитируемый текст.
Не для коммерческой перепродажи.
Кроме специально указанных случаев, Священное Писание цитируется автором оригинала по New International Version = NIV (Новая Интернациональная Версия). С целью более точной передачи русскому читателю хода аргументации автора, цитированные тексты переведены непосредственно из использованных в оригинале версий переводчиком настоящего труда.
Перевод на русский язык с Божьей помощью М. Томпсон
Если мы разделяем страдания Христа,
то сможем также разделить Его славу.
(Римлянам 8:17.)
Кто познал разум Господа?…
(Римлянам 11:34.)
Для многих людей один из самых трудных вопросов – это вопрос о цели страдания. Даже в жизни христианина есть времена, когда бывает сложно понять роль страдания в нашем развитии. Тем не менее, оно действительно выполняет определенную функцию.
Бог ничего не допускает беспричинно. Даже Исус, который был Сыном Бога, не был освобожден от страданий! О Нем в книге «К Евреям» сказано, что через страдания Он учился (Евр.5:8).
Страдание - такой же факт, как и сама жизнь. Павел писал Римлянам:
Итак, если мы дети, то мы наследники – наследники Бога и сонаследники Христа, если мы действительно разделяем Его страдания, чтобы разделить также и Его славу (Рим.8:7).
О каких страданиях идет речь? И почему Бог допускает страдания христиан? Цель настоящей публикации – ответить на эти важные и печальные вопросы.
В самом начале Бог сделал все для того, чтобы существование человечества было «очень хорошо» (Быт.1:31). И какое-то время так все и было (Быт.2:8-9). Первые люди имели все физические условия, которых только могли пожелать - идеальную, интереснейшую среду обитания (Быт.2:6, 8-10), которая удовлетворяла все их физические нужды (2:9, 11, 12) и эмоциональные потребности (2:18, 20-24). Бог дал мужчине приносящий удовольствие труд, - для удовлетворения важной психологической потребности трудиться и достигать успеха (2:5, 15).
Точно так же, согласно Божьему замыслу, удовлетворялись желания и устремления женщины. Мужчина и женщина были созданы равными «сонаследниками благодати жизни» (1Пет.3:7, KJV). Для Адама и Евы жизнь действительно была полна физического изобилия! Пока они не впустили в свои мысли Сатану!
Рассказ о том, что случилось дальше, находим в главе 3 Бытия. Это действительно произошло, приблизительно шесть тысяч лет тому назад. Но повествование облечено в символический язык, передавая также то, что в итоге случилось со всей человеческой расой.
Сатана соблазнил первых людей на грех. В чем конкретно состоял этот грех – не открыто. Нам известно только то, что они ослушались данной Богом заповеди. Это символически выражено, как вкушение плода с дерева познания добра и зла – иными словами, познание через опыт человека. Итогом стала потеря тех благословений, которые приготовил для них Бог. Они пожали проклятия (Быт.2:16-19; 4:6-8).
Они поверили лжи диавола, а не правде Бога. С тех пор человечество продолжает следовать по тому же пути (Рим.5:12), навлекая на себя смерть и страдание.
Через ложь диавола весь мир был обманут и уведен с пути жизни (Отк.12:9). Подобно Адаму и Еве, мир предпочел пути, ведущие к смерти (Прит.14:12).
Невидимый архиобманщик ввел человечество в заблуждение - всё человечество! В том числе - нас с вами. И только обещанный нам Исусом Святой Дух Божий может привести нас назад к полноте истины (Ин.16:13). Очень важно, чтобы мы с самого начала это осознавали.
Всемирный обман Сатаны затронул всех – даже христиан. Все заблуждаются, в той или иной степени. Но Исус не желает, чтобы мы оставались обманутыми. Он дал нам Свое Слово, чтобы мы могли избежать опасных ловушек диавола.
Все это сказал Я вам, чтобы вы не сбились с пути (Ин.16: 1).
К сожалению, многие христиане сбились с пути потому, что следовали за человеками, а не верили Слову Бога. Люди слишком легко поддаются влияниям Сатаны, не признавая этой свойственной им слабости. Как следствие, Сатана смог навлечь на христиан страдания и испытания, которые не являлись идеальной волей Бога для них.
Молюсь, чтобы вы наслаждались добрым здоровьем, и чтобы все у вас было хорошо (3Ин.2).
Сам факт, что Иоанн это сказал, свидетельствует о том, что мы не всегда наслаждаемся добрым здоровьем, и не всегда все у нас хорошо. Причина этого все та же, что у Адама и Евы – Сатана! Он – конечная причина всех несчастий человечества.
Иные люди (в том числе христиане), сами того не осознавая, добровольно подчинились незримой власти Сатаны. В других случаях, христиане подпали под власть Сатаны против своей воли, через влияние других людей, контролируемых диаволом и его духовными легионами – демонами.
Кто бы ни являлся орудием демонической атаки, результат ее одинаков. Она приносит несчастье, страдание или смерть тому, кому следовало бы быть свободным через искупительную жертву Христа.
Независимо от положения в жизни, независимо от убеждений и веры, как бы праведно ни жил человек, невозможно избежать духовных атак врага. Они есть в этом грешном мире (Гал.1:4), хотя нам очень хотелось бы, чтобы их не было. Никто не может избежать атак сил тьмы.
Какую степень власти получает над нами Сатана, всецело зависит от того, как мы реагируем (отвечаем) на эти атаки. Вовсе не обязательно, чтобы победа в наших духовных сражениях была за ним. Новый Завет утверждает, что Исус одержал для нас победу над диаволом. Павел категорично заявлял:
… мы - более чем победители через Него, нас возлюбившего (Рим.8:37).
Исус умер, чтобы искупить грех, чтобы мы с вами могли быть исцелены во всех отношениях – телом, разумом, чувствами и духом (Мф.8:16-17; Ис.53:4-6; 1Пет.2:24). Означает ли это, что теперь христиане должны быть неподвластны физическому страданию и физической смерти, вследствие искупления кровью Исуса?
Если, как говорит Петр (1Пет.2:24), Исус исцелил нас от болезней и страданий, почему же в таком случае несколькими стихами позже он предсказывает, что некоторые христиане неминуемо пострадают за добро, которое делают? (1Пет.3:17). Разве это не одна из величайших загадок?
Ответ существует. Эту загадку можно понять. Однако, прежде всего, нам необходимо научиться различать физическое и духовное. Бога главным образом заботит наше духовное будущее. Он не станет избавлять нас от всех неблагоприятных обстоятельств, если последние послужат в итоге для нашей духовной пользы.
Бог не избавил Иова от физических страданий до тех пор, пока эти страдания не достигли своей цели. Важно отметить, что именно Сатана, а не Бог, причинил Иову страдания. Праведные не свободны от причиняемых Сатаной физических страданий, но Бог обещал защищать их в страданиях (Пс.34:19). Эта защита носит главным образом духовный характер, хотя может проявляться также и в физических формах - согласно с целями Бога.
Исус прошел испытание физическими лишениями (Мф.4:1-11), в которых Он победил. Он собственным примером доказал, что силою Бога мы можем преодолеть любое духовное оружие, которым атакует нас Сатана. Бог не допустит, чтобы христиане испытывали бóльшие страдания, чем (как Он знает) они способны выдержать (1Кор.10:13). Однако мы не можем надеяться быть свободными от всех испытаний и страданий. Мы не должны ожидать, что в этом мире с нами поступят иначе, чем поступили с Господом, который прошел этот путь первым, показывая нам пример.
…если действительно разделяем с Ним страдания… то сможем также разделить с Ним славу (Рим.8:17).
Если будем стремиться любой ценой избежать страданий, то окажемся недостойными быть Его учениками (Мф.16:24-25). По многим причинам, они - неотъемлемая часть нашего духовного развития.
Пример, поданный нам Исусом, - это жизнь бескорыстной (а не корыстной) преданности. Готовность к самоотречению в крайних и тяжелых обстоятельствах – вот что дало Ему победу над Сатаной
Сегодня некоторые проповедники проповедуют эгоистичное Евангелие, которое потворствует прихотям и фантазиям аудитории. Они учат, что мы можем быть свободны от болезней, страданий и бедности. Их «евангелие процветания» не согласуется с полнотой духовного учения Исуса Христа. В их учении есть часть истины, но не вся истина. Полуправда более опасна, чем полная неправда, потому что в таком «полуправдивом» учении труднее распознать ловушки, которые расставляет нам Сатана.
Правда, что страдания Исуса дали нам возможность получать физическое исцеление. Своей смертью Он уплатил цену нашего полного спасения. Однако правда также и то, что есть случаи, когда Бог допускает, чтобы Сатана поражал нас страданиями, через которые Бог совершенствует нас и преподает нам важные духовные уроки. Одна из причин, почему история Иова была записана в Библии, состоит в том, чтобы помочь нам понять эту истину.
От сотворения Бог не планировал, чтобы человечество болело. В Его безупречную волю для человечества это не входило. Это входило в планы Врага. Болезнь – от диавола, это правда. Разумом, мы бы не должны терпеть болезнь; но точно также, мы не должны бы терпеть и грех в своей жизни! Причем грех – бóльший враг, чем болезнь. Пока наши мысли отличаются от мыслей Бога (Ис.55:8), нам надо быть готовыми терпеть в жизни вещи, далекие от Божьего идеала. Может наступить время, когда Бог сочтет полезным для нас в духовном плане пострадать ради доброй конечной цели, - как это было с Иовом. Кто мы такие, чтобы спорить с Богом? (Ис.45:9.) Мы не можем требовать исцеления во имя Исуса. Исцеление есть дар, который дается нам по Божьей благодати. Благодати невозможно требовать. Ее можно лишь благодарно принимать.
По одну сторону дороги, которую настойчиво советует нам Бог, находится обрыв. Это мнение, что христианин всегда может требовать купленного для нас Исусом физического исцеления. Мы действительно можем получить исцеление. И Бог действительно желает нас исцелить. Это – его безупречная цель для каждого из нас. Но бывают случаи, когда нам надлежит пострадать, прежде чем Его безупречная воля может исполниться.
Павлу однажды пришлось оставить в Милите Трофима, который заболел (2Тим.4:20). Мы также читаем, что Епафродит переболел так тяжело, что чуть не умер (Фил.2:25-27). У Бога были причины, по которым Он не исцелил их незамедлительно. В жизни христиан есть место страданиям.
Нам следует также быть осторожными, чтобы не свалиться в другую пропасть, на противоположной стороне дороги. Это мнение, что страдания и трудности всегда являются волей Бога для нас. Это тоже неверно. Бог желает для нас всего хорошего и всякого положительного удовольствия. Однако мир, в котором мы живем, далек от совершенства. И Бог занят не тем, чтобы подслащивать нам горькие пилюли бытия и потакать нашим физическим прихотям и желаниям. Его конечные духовные цели бесконечно важнее наших временных физических удобств. Главным образом, Бог желает, чтобы во всяком опыте земной жизни, - будь то страдание или удовольствие, - мы учились у Него и становились подобными Ему.
Припомним случай из служения Павла, когда, из-за глубоко укоренившихся грехов, один из верующих в Коринфе отдан был в руки Сатаны. Бог желал его спасти. Однако, поскольку человек допускал грех в своей жизни вместо того чтобы с ним бороться, - он духовно ослеп и очерствел. (Грех ослепляет нас и вводит в заблуждение.) Это препятствовало ему получить то, что Бог желал ему дать.
Вдохновленный Святым Духом, Павел утверждал, что этому человеку следовало рассчитывать только на физическую гибель от Сатаны. Для его конечного духовного спасения крайне важно было через страдания тела усвоить духовный урок (1Кор.5:5).
Порой наше собственное отношение может быть преградой, которая мешает прекрасным планам, которые имеет для нас Бог, воплотиться в нашей жизни (Ис.59:1-2). Сопротивляющийся и упрямый погибнет в грехах своих (Ис.64:7; Прит.1:20-33). Но Бог смотрит на смиренного и сокрушенного духом (Ис.66:2). Итак, бывают случаи, когда мы сами навлекаем на себя страдания тем, что не согласуем свою жизнь с непреложным, дарующим жизнь Словом Бога.
Соломон утверждал, что время и случай настают для каждого человека (Еккл.9:11). В жизни так много непредсказуемого и такого, что происходит по непостижимым для человека причинам.
Рон Стил рассказал следующий случай, который произошел с международным евангелистом Рейнхардом Боннке в Африке более 25 лет тому назад:
Беспечно, он выпил воды, не прокипятив ее предварительно. День был жаркий, как раскаленная печь. На небе не было ни облачка. Весь день он вел машину по извилистым пыльным горным дорогам, навещая некоторых местных пасторов. Вот он приехал в маленькое селение по имени Колоньяма. Горло пересохло, и он чувствовал себя так, будто пересек в фургоне пустыню Сахара. Предложенный глоток холодной воды был подобен тому, когда случайно натыкаешься на зеленый оазис. Он жадно выпил воду до дна.
Той же ночью, в Масеру, он сильно заболел. Поначалу он подумал, что это приступ дизентерии. Но к утру, он был отчаянно болен. Он лежал на постели обессиленный, то и дело проваливаясь в бредовое состояние. У постели больного сидела и молилась его жена; и весть облетела всех братьев африканских пасторов: «Морути заболел. Молитесь за него.»
Лихорадка свирепствовала, и он все больше и больше слабел. Он не мог принимать пищу, и быстро терял представление о том, что происходило вокруг.
На третий день он имел странное видение. Глаза его оставались широко открытыми, когда он увидел черное одеяло, спускавшееся к нему сверху. Оно хотело его накрыть. Инстинктивно он знал, что означало это одеяло - смерть. Вдруг он обнаружил, что может видеть сквозь одеяло, и по другую сторону было лицо – лицо Господа Исуса. Несмотря на бредовое состояние, когда он вглядывался в Его лицо, успокоительное утешение сошло на него. Затем произошло нечто еще более странное. Вдруг он осознал, что кто-то молится. Кто-то агонизировал в духе, взывая, умоляя Бога… прося и моля за его [Рейнхарда] жизнь. Он знал этот голос. Это был голос миссис Элиз Кохлер – дорогой, верной и преданной сестры из церкви его отца в Германии.
Он стал прислушиваться к ее молитве, а в это время одеяло постепенно таяло. Ричард вспоминает, что в какой-то момент он провалился в тихий, спокойный, восстанавливающий силы сон. Лихорадочный жар, сжигавший его тело, спадал. Кризис миновал, и Ричард выжил и продолжал проповедовать.
Исус обещал нам исцеление, но иногда нам надо потрудиться, чтобы его получить. Мы должны отбивать атаки диавола духовным оружием, которое дает нам Исус. В приведенном выше примере, заступница трудилась весь день, чтобы обеспечить победу, которая во Христе.
Мы можем только строить предположения о том, почему Исус допустил, чтобы Ричард испытал это страдание. Возможно, у этого испытания было духовное последствие. Такая маленькая ошибка невинной беспечности, а привела к такому большому страданию и чуть не стоила ему жизни. Есть ли тут духовная параллель? Часто Бог допускает, чтобы мы пережили негативный физический опыт в этой жизни, чтобы преподать нам духовный урок.
Духовные грехи ‘невинной’ беспечности могут приводить к таким же губительным результатам. Мы не всегда видим результаты их влияния на нас или других людей. Но грех всегда ведет к разрушительным последствиям, какова бы ни была его причина.
Иногда праведный или сильный может страдать ради блага слабого. Вполне возможно, что Рейнхард Боннке пережил именно такое испытание – ради пользы других в Теле Христовом.
Кроме того, этот случай демонстрирует ценность служения преданных заступников, которых редко видишь, о которых редко слышишь, но которые бескорыстно принимают на себя бремя, непосильное для других верующих.
Бывают случаи, когда мы не сделали ничего такого, что бы навлекло на нас страдание, которое выпадает на нашу долю. Тем не менее, как часть Своего всеобъемлющего плана, Бог не спасает Свой народ от всех физических страданий. Верующим Смирны Исус сказал:
Знаю твои… страдания и нищету – все же ты богат! …Не бойся ничего, что должен будешь претерпеть. Говорю тебе, диавол ввергнет некоторых из вас в темницу, чтобы испытать вас. И десять дней будете подвергаться преследованиям. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Отк.2:9-10).
Эти христиане не заслужили осуждения, но их участью в этой жизни были страдания, нищета и смерть! Почему? Они были бедны физически, но богаты духовно!
Петр объясняет, что иногда воля Бога может быть в том, чтобы христиане страдали за добро, которое они делают (1Пет.3:17). Это не есть Его идеальная воля для нас, но в определенных обстоятельствах, ради достижения более важной конечной духовной цели, Бог это допускает.
Все преследования и мученические смерти христиан в истории человечества относятся к этой категории. Ни один христианский мученик не пролил свою кровь напрасно! Смерть Божьих святых драгоценна в глазах Бога (Пс.116:15). Она производит очень сильное действие! Тертуллиан сказал:
Кровь мучеников – это семена Церкви.
Когда погиб Стефан, его героизм и откровенное свидетельство способствовали росту веры и мужества среди учеников. Его смерть повлияла на многих верующих (Деян.6-8). Она не вызвала у них чувство поражения, а напротив, укрепила! Преследования Церкви в Иерусалиме привели к тому, что Евангелие стало распространяться в других регионах (Деян. 8:4).
Причиной мученической смерти Стефана были грехи других. Злодеяния безбожных людей под влиянием Сатаны повлекли смерть всех апостолов первого столетия, за исключением Иоанна. Этих мужей нельзя было обвинить в духовной неполноценности. Это были отважные духовные мужи! Собственная жизнь значила для них гораздо меньше, чем духовная цель, ради которой они жили.
Исус страдал, преследуемый за добро, которое творил. И мы (Его ученики) не должны ожидать к себе лучшего отношения. Исус призывает нас помнить Его слова:
Помните слова, которые говорил Я вам: ‘Слуга не выше своего господина’. Если они преследовали Меня, то будут преследовать и вас (Ин.15:20).
Они изгонят вас из синагоги; даже наступает время, когда всякий убивающий вас будет думать, что [тем] он служит Богу (Ин.16:2).
Преследования и страдания предсказаны всем, кто будет жить благочестиво в Исусе Христе (2Тим.3:12). Кто не предупреждает свою паству о неминуемых гонениях и страданиях христиан, тот не проповедует полное Евангелие. Исус предупреждал Своих учеников (Ин.16:4). Мы не должны игнорировать Его предупреждение, как негативное сообщение. Даже если оно кажется нам негативным, оно составляет часть Евангелия. Оно было записано для нашего блага. Предупрежден – значит вооружен!
Никто не может рассчитывать на легкий, «усеянный розами» путь в Царство Бога. Праведные должны ожидать, что им придется брать силой Царство (Мф.11:12). Мы можем войти только многими скорбями (Деян.14:22).
Мы не должны удивляться или бояться огненного испытания, которое должно нас испытать (1Пет.4:12). Исус был испытан. И мы тоже должны быть готовы к любому противодействию, которое Бог допускает на нашем пути.
Сегодня (особенно в западных странах) многие христиане введены в заблуждение «евангелием процветания». Они надеются, что любящая рука Исуса будет лелеять и защищать их от всякой физической беды и несчастья. Он может защитить нас физически во всех отношениях, но это не всегда отвечает Его целям и планам.
Человеку далеко не всегда полезно, чтобы Исус ‘окутал’ его ‘коконом’ Своей опеки и защиты, не давая ветрам жизни дуть на его дом. Более того, Исус предсказывал, что пойдут дожди, разольются реки, и налетят ветры, ударяясь в наш духовный дом и проверяя его крепость. Мы должны быть уверены, что строим его на Скале (Христе), а не на себе или ином непрочном фундаменте (Мф.7:24-27).
Используя похожее сравнение, Павел отмечал, что мы - Божье строение (1Кор.3:9).
Каждый должен быть осмотрителен, как строит. Ибо никто не может положить иного основания, кроме уже положенного, которое есть Исус Христос. Строит ли человек на этом основании, используя золото, серебро, драгоценные камни, дерево, сено или солому, работа его будет выявлена… Все проявит огонь, и огонь испытает качество работы каждого человека (1Кор.3:10-13).
Павлу также принадлежит сравнение, в котором он уподобил нас глиняным сосудам (2Кор.4:7). Бог – Мастер Гончар (Ис.64:8). А горнило жизни должно обжечь глину, создавая прочный конечный продукт, полезный Творцу. Нанести же прекрасную глазурованную отделку Он может лишь на завершенный продукт Своего творения, огнем высочайших температур.
Вы – духовный алмаз, который Бог формирует для Себя (Мал.3:17). Каждый алмаз, - как и любой другой драгоценный камень, - образовался под влиянием огня и высокого давления. По своему химическому составу он может ничем не отличаться от окружающих его физических составляющих породы. Однако он сильно отличается от них своими качествами и внешним видом. Его прочность, прозрачность (чистота) и ценность совершенно изменились.
Алмаз представляет совершенный контраст черному углю, из которого он сформировался. Даже трудно поверить, что оба состоят из одного и того же химического элемента. На самом деле, различие между ними только в том, что внутренняя структура элемента изменилась под влиянием высочайшей температуры и давления. Химический же состав остался тот же. Мы не отличаемся от других людей в этом мире по своему составу, но, будучи христианами, мы радикально отличаемся от них ценностью новой внутренней структуры, которую формирует в нас Бог. Именно новый духовный характер, который создается в нас, является бесценным.
Стоимость алмаза неизмеримо выше стоимости относительно дешевых кусков породы, которая его окружает. Во враждебном окружении этого мира Бог формирует в Своих детях духовные алмазы.
Болезнь и страдание всегда предшествуют исцелению и избавлению. Невозможно познать силу Божьего исцеления, если не заболеешь. И если бы не было страдания, как бы мы могли испытать Божье избавление?
Беды неприятны. Всякий кто когда-либо страдал, подтвердит это. Но лето не может прийти, если прежде не наступит зима. И каждый день, тьма ночи предшествует рассвету.
В каких бы отчаянных обстоятельствах вы ни оказались, если вы всецело полагаетесь на Бога, Он может добиться самого лучшего конечного результата для вас и для всех других в данной ситуации.
Во всем Бог действует во благо любящим Его, призванным согласно Его цели (Рим.8:28).
Нам может быть трудно понять цель, к которой стремится Бог (особенно в страдании), но если мы будем держаться за обещания Его Слова, то сможем жить по вере и иметь твердую уверенность. Ниже я цитирую выдержку из книги Дан-юна Лилии среди терниев. Это история о замечательном долготерпении китайских христиан, страдавших под гнетом тоталитарного режима в недавнем прошлом. Трудно даже представить преследования и страдания, которые пришлось пережить многим верным христианам во времена правления атеистических, ограничивающих духовную свободу правительств.
…Как христианин, Зижонг постоянно был под наблюдением. Везде его окружали люди, посланные БОБ (Бюро Общественной Безопасности), которые следили за ним повседневно. Однажды они поймали его на том, что он проповедовал Евангелие. Несколько тюремных надзирателей окружили и связали его. Его заставили стоять на коленях на маленькой деревянной скамейке в четыре пальца шириной. Вокруг собралась толпа [других заключенных]. Один за другим они били его по ушам, плевали в него и осыпали насмешками, говоря: «Где твой Спаситель? Скажи пусть придет и отомстит нам!». Несколько часов подряд Зижонг стоял на коленях на скамейке и сносил все это. Из-за шнура, которым он был связан, запястья распухли, а ноги занемели. Вдруг в глазах потемнело, и он упал со скамейки без сознания.
Несколько раз ему на шею вешали колосниковую решетку от печи. Эта решетка была из чугуна и весила более 40 фунтов [более 18 кг]. Потом тюремный надзиратель прикрепил к ней надпись: «Миао Зижонг - лидер контрреволюционного суеверия». Его заставили маршировать, как на параде, с этой надписью. После этого на него надели наручники и колодки, и на несколько месяцев закрыли в одиночной камере. (Дан-юн, Лилии среди терниев, ст.11)
Несмотря на все те ужасные испытания, которые пришлось пережить этому Божьему человеку, непоколебимая любовь к Богу помогла ему все выдержать и выжить. Исус всегда был рядом с ним в этих трагических обстоятельствах. Если бы он обращал внимание на физические факторы, то мог бы прийти к заключению, что Бог его оставил. Но Зижонг жил «верой, а не видением» (2Кор.5:7).
Дан-юн продолжает свою правдивую историю:
Одна зима выдалась намного суровее, чем обычно. По всему Хейлунцзяну температура упала до -45градусов Цельсия. Много стариков и ослабевших заключенных замерзло насмерть. После этого над исправительно-трудовым лагерем пронеслась эпидемия. Она быстро распространялась, и температура у заболевших поднималась до 42 градусов по Цельсию. Из-за этого глаза у них вылезали из орбит, а их руки и ноги сводило в предсмертных конвульсиях. На это страшно было смотреть. За несколько дней умерло 1050 из 1300 заключенных лагеря. Власти вырыли поблизости огромный ров. Они использовали грузовики для того, чтобы перевозить тела умерших к этому рву, в который их и сбрасывали, как в одну общую могилу.
Зижонг тоже заразился этой ужасной болезнью. Доктор осмотрел его и, покачав головой, сказал: «Еще один». Потом он велел нескольким помощникам отнести Зижонга в специально отведенное помещение, где держали трупы умерших и откуда их увозили для захоронения. Хотя Зижонг едва дышал, лежа среди трупов, но дух его все осознавал. В сердце своем он воззвал: «Господи, прошу Тебя, спаси меня. Не дай мне умереть тут, чтобы имя Твое подверглось осуждению. Исцели меня и дай мне вернуться домой с миром. Я буду служить тебе все дни моей жизни, трудясь как евангелист.»
Тогда ангел в белом одеянии с лицом, которое являло славу, пришел и стал перед Зижонгом. [Это было видение.] За спиной у него была аптечка в форме креста. И он ласково сказал: «Твое имя Зижонг? Не бойся, только верь.» Правой рукой он взял Зижонга за левую руку и вывел из помещения. Его привели в очень красивую комнату, такую белую, что нельзя описать. Ангел усадил Зижонга на белый стул и достал из своей груди стетоскоп. Он взял белую трубку, вставил ему в рот, и начал в нее дуть. Вдруг он [Зижонг] почувствовал прохладу, и ему стало очень уютно.
Когда он пришел в себя, болезнь ушла. Он тут же стал на колени среди мертвых тел и громко вознес хвалу Богу. Он заново посвятил себя Богу и отдал всю свою жизнь Господу. Потом он быстро убежал из мертвецкой, на бегу распевая «Аллилуйя». Он пошел к доктору, чтобы попросить еды. Когда доктор увидел, как он входит, то был так потрясен, что у него выступил холодный пот, и он попятился, выкрикивая: «Ты… ты… ты… ты призрак?» Зижонг рассмеялся и сказал: «Не бойся, я Миао Зижонг. Мой Бог исцелил меня и спас от смерти. Он послал меня объявить тебе путь спасения. Поэтому ты должен поверить в Исуса.» Услышав эти слова, доктор тут же очень тихо опустился на колени и сказал: «Твой Бог истинный. Исус живой. Теперь я верю и прошу Исуса принять меня.»
Аллилуйя! Снова и снова Господь спасал Зижонга на краю смерти. В этой пустыне снега и льда, пережив много страданий и печалей, он чудом пережил эти 15 лет и выжил. Из всех отправленных в исправительно-трудовые лагеря Хейлунцзяна, единицы вернулись домой живыми. (Дан-юн, Лилии среди терниев, ст.11-12.)
В нашей жизни много всего происходит; и часто нам бывает трудно понять, почему все случилось именно так как случилось. Не имея «видения» Бога, мы не можем увидеть все происходящее в контексте всеобщего плана, который Он последовательно проводит в жизнь. Наш долг – исполнять волю Бога и всецело полагаться на Него в вере, - независимо от зримых физических обстоятельств.
Вера иногда слепа. Она может не видеть физических способов или методов Божьей работы. Но она всегда видит сам факт Божьей работы. Вера знает, что всё в Его власти и под Его контролем! Вера знает, что тьма всегда предшествует свету.
Ричард Вурмбранд описывает некоторые ужасы своей жизни активного христианина до ‘перестройки’, когда при власти в Восточной Европе находились сатанинские режимы. Его избивали до полусмерти столько раз, что он потерял счет! Ему сломали четыре позвонка в позвоночнике и много других костей. Ему вырезали лоскуты кожи во многих местах, прожгли и прокололи восемнадцать дыр в его теле.
Четырнадцать лет его держали в тюрьме и пытали за то, что он проповедовал имя Христа. Страдания, которые он пережил, невозможно представить. Жене и сыну Вурмбранда тоже досталось много лишений и невзгод. Так же страдали и тысячи других людей, которые имели мужество жить как ученики Христа во время жесткого коммунистического правления.
В 1967 году Ричард Вурмбранд рассказывал:
Пытки и зверства продолжались безостановочно. Когда я терял сознание или впадал в сумеречное состояние, в котором мучители больше не могли надеяться добиться от меня признаний, меня возвращали в мою камеру. Там я лежал полумертвый, с необработанными ранами, пока не окрепну немного, чтобы они снова могли со мной ‘работать’. Многие умирали на этом этапе, но, каким-то чудом, мои силы всегда возвращались ко мне… Видя [все шрамы, свидетельствующие о бесчеловечном обращении с ним], врачи утверждают, что то что я сегодня жив, есть чистое чудо! Согласно их медицинским учебникам, я должен был умереть много лет тому назад. Я и сам знаю, что это чудо. Бог – Бог чудес.
Я думаю, что Бог совершил это чудо для того, чтобы вы могли услышать мой голос, взывающий от имени Подпольной Церкви за Железным Занавесом. Он дал одному выбраться оттуда живым, чтобы громко провозгласить послание от ваших страдающих верных братьев. (Ричард Вурмбранд, Истязаемые за Христа, ст.37-38.)
Бог ничего не допускает без важной благой цели. Однако нам трудно понять, почему Он допускает эти диавольские ужасы, потому что человек по своей природе думает не так, как думает Бог. Ричард Вурмбранд продолжает рассказывать:
Среди работников Подпольной Церкви была одна девушка. Коммунистическая полиция узнала, что она тайно распространяла Евангелия и учила детей о Христе. Они решили арестовать ее. Но чтобы арест был как можно мучительнее, они решили подождать несколько недель и арестовать ее в самый день ее свадьбы. В день свадьбы девушка была в белом платье невесты. Для любой девушки это – самый прекрасный и радостный день в жизни! Вдруг дверь распахнулась и ворвалась тайная полиция.
Увидев тайную полицию, невеста сама протянула им руки, на которые тут же грубо надели наручники. Она посмотрела на своего жениха, затем поцеловала наручники и сказала: «Благодарю моего небесного Жениха за этот драгоценный браслет, который Он подарил мне в день моей свадьбы. Благодарю Его за то, что посчитал меня достойной пострадать за Него.»
Ее потащили в тюрьму под плач христиан и рыдания жениха. Они знали, что случается с молодыми христианками, которые попадают в руки коммунистических тюремщиков.
Она вышла из тюрьмы через пять лет, - разбитая женщина с подорванным здоровьем, выглядевшая на тридцать лет старше своего возраста. Жених ее ждал. Она сказала, что сделала самое меньшее, что могла сделать для своего Господа. (Там же, ст.36.)
Многие христиане вынесли столь же жестокие физические и психологические мучения. Их истории описываются в книгах Ричарда Вурмбратда Истязаемые за Христа, Преодолевшие и От пыток к триумфу, в книге Дан-юна Лилии среди терниев, и в книге Харалана Попова Истязаемый за свою веру.
Харалан Попов, баптистский служитель в одной из восточноевропейских стран, - провел в заключении 13 лет. Все эти годы его регулярно подвергали пыткам. Из тюрьмы он вышел физически сломленным человеком.
Его заставляли днем и ночью, бесконечными часами стоять, не мигая. Если он мигнул, его били по голове. Ноги распухли и стали как у слона. В конце концов, он терял сознание. Как только он приходил в сознание, его подвергали той же жестокой пытке и избиениям. И так продолжалось долгие тринадцать лет! В самые отчаянные мгновения приходил ангел и укреплял его силы. Тело его было сломлено, но не дух!
Он не боялся человека, чья власть ограничивается физической сферой. Он боялся Того, кто имеет силу уничтожить и тело и душу в геенне (Мф.10:28).
Этих мучеников за Христа морили голодом, истязали и унижали, им плевали в лицо, их чернили ложными обвинениями, пинали ногами, избивали, жгли огнем, резали, кололи, топили в воде и нечистотах, бичевали, насиловали. Одному христианину в Китае, о котором я читал, отрубили руки и ноги, а затем ослепили. Другому пастору в России перед смертью вырвали глаза и отрезали язык.
В Румынии за веру в Христа посадили в тюрьму отца и сына. Охранники избивали сына на глазах у отца, пока не забили его насмерть. Они заставили отца смотреть, как разбивают его сыну голову, ударяя его головой об стену. Вся комната была залита его кровью.
Коммунистические головорезы угрожали молодой христианке, что выплеснут в лицо ее пятилетней дочери кипяток, если она не отречется от своей веры и не отвергнет Христа. Она объяснила своей дочке, что с ней сделают, потому что она не может отречься от имени Исуса. Дочку не пожалели. Молодая мать отказалась подчиниться.
Другому верующему в Румынии сломали позвоночник, а затем оставили лежать на полу бетонированной камеры в нечистотах и слизывать крохи еды с пола. Двадцать лет он пролежал парализованный, прежде чем его выпустили из тюрьмы. Когда, много лет спустя, он встретился с человеком, который сломал ему позвоночник, он не таил на него зла и не искал возмездия. Он хотел только простить того кто был его врагом.
Невыразимые истязания, которым подвергали своих невинных жертв дьявольские тюремщики, зачастую слишком ужасны, чтобы о них рассказывать людям, безбедно живущим в странах западной цивилизации. Но некоторые верующие все выдержали и победили, несмотря на диавольскую жестокость. Это те, которых мир не достоин (Евр.11:38).
Как они все это выдержали? Что побуждало их терпеть и не сдаваться? Эти христиане терпели в коммунистических тюрьмах не только мучительную физическую боль и непомерные лишения. Их также постоянно подвергали духовным пыткам, заставляя по семнадцать часов в сутки слушать антихристианскую пропаганду, передаваемую по радио.
Ричард Вурмбранд объясняет, как они преодолевали:
Несколько христиан задавали мне вопрос, как нам удавалось сопротивляться идеологической обработке. Есть только один способ сопротивления промыванию мозгов. Это ‘омовение сердца’. Если ваше сердце очищено любовью Исуса Христа, если оно любит Его, то вы можете противостоять любым пыткам. Чего любящая невеста не сделает для любящего Жениха? И чего любящая мать не сделает ради своего ребенка? Если вы любите Христа так, как Его любила Мария, качавшая на своих руках младенца Исуса, если вы любите Христа как невеста любит своего жениха, то вы сможете вытерпеть любые мучения.
Бог будет нас судить не по тому, сколько мы пережили, но как сильно мы любили. Я свидетельствую о христианах в коммунистических тюрьмах, что они любили. Они любили Бога и людей. (Истязаемые за Христа, ст.37.)
Епископ Владимир Гика умер за Христа в Жилавской тюрьме, в Румынии, где и мне довелось сидеть. Перед рукоположением он молился так: «Господи, возьми мое сердце и никогда мне его не отдавай. Зачем я родился, если не для того, чтобы горячо Тебя любить?» Последними его словами перед смертью были такие: «Пусть причиненная мне боль, в соединении с Твоей болью, Господи, исцелит и благословит тех кто замучил меня до смерти».
Часто, когда нам причиняют зло, мы поддаемся горечи и обиде вместо того чтобы использовать свои страдания для служения тому кто их причинил. Давайте же учиться у таких святых, как этот епископ, ронять каждую слезу и возносить каждое стенание в духе жертвенной любви за тех, кто нас обижает. (Ричард Вурмбранд, Преодолевшие, ст. 97.)
Лютер называл книгу Иакова ‘соломенным посланием’, потому что оно учит, что веры без дел недостаточно. Он [Лютер] ошибался. Мы действительно «спасены верой»… Но мы должны добавить к этой вере множество жертв (2Пет.1:5-8). Всегда оставаться чистыми, любящими, прощать, и быть активными в служении Божьем – это наши жертвоприношения. Мы должны восполнять «недостаток в плоти» своей «скорбей Христовых» (Кол.1:24). (Ричард Вурмбранд, От пыток к триумфу, ст.97.)
Апостол Павел познал в своей жизни страдания, суровые испытания и тюремное заключение. Но у него всегда было то, что побуждало его продолжать и не сдаваться. Это была любовь Христа. Он спрашивал:
Кто отлучит нас от любви Христа? Беда или невзгоды, преследования или голод, нагота или опасность, или меч? Как написано: «Ради тебя мы всякий день смотрим смерти в лицо; нас считают за овец [обреченных] на заклание. Нет, во всем этом мы более чем победители в Нем, возлюбившем нас. Ибо я убежден, что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни демоны, ни настоящее, ни будущее и никакая сила, ни высота, ни глубина, и ничто другое во всем творении не сможет отлучить нас от любви Бога, которая во Христе Исусе нашем Господе (Рим.8:35-39).
Любовь вечна. Любовь сильнее страдания и смерти. Вурмбранда однажды спросили, почему Бог допускает все эти ужасные страдания христиан. Вот как он ответил на этот вопрос:
Не задаем ли мы неверный вопрос? Не следует ли нам вместо этого спросить: «Что могу я сделать полезного с моим страданием? Как я могу использовать его, чтобы стать более любящим и более понимающим по отношению к другим?» Несомненно, сочувствие больше поможет им, чем богословские объяснения… принять то, что Исус сказал Петру: «Что Я делаю, вы сейчас не понимаете, но после поймете.» (Ричард Вурмбранд, От пыток к триумфу, ст.150.)
Зло должно рассматриваться не как проблема, а как вызов. Проблемы подавляют и удручают, вызовы же побуждают нас к действию. Мы должны размышлять не столько над тем, почему эти трудности, сколько о том, как отреагировать на них в христианском духе.
Христиане, пережившие и выжившие в суровых испытаниях коммунистических тюрем, все преодолели потому, что держались за Исуса Христа. Любую трудность они рассматривали как вызов: как они могут проявлять любовь Христа в своих испытаниях? Они не ставили под сомнение, что могут это делать; они верили, что могут. Единственное, к чему они стремились, это проявлять любовь к своим преследователям, невзирая на собственные страдания.
Сегодня мы живем во время, когда возвращение Исуса Христа на землю с видимой манифестацией славы уже очень близко. Исус предсказывал, что прежде чем Он вернется, Сатана даст волю своей величайшей ярости против народа Божьего, пытаясь уничтожить истинных верующих (Отк.12:12-13). Исус сказал нам:
Они возложат на вас руки и будут вас преследовать. Они предадут вас в синагоги и тюрьмы, и приведут пред царей и правителей, - и все за имя Мое (Лк.21:12).
Будете преданы родителями, братьями, родными и друзьями, и некоторых из вас лишат жизни (там же, ст.16).
Почему? Зачем все эти страдания? Исус отвечает:
Через это будете им свидетелями (там же, ст.13).
Вот в чем смысл этих страданий. Сначала Благая Весть должна обойти весь мир, на свидетельство всем народам (Мф.24: 14). Только после этого Исус положит конец всем страданиям - Своим праведным и справедливым правлением на земле во время последующего тысячелетия (Отк.20:1-6).
Божий народ предупрежден, что нам следует ожидать великих преследований и страданий на протяжении трех с половиной лет (Отк.12:14-17; 13:5-7) прежде чем Исус вернется и уничтожит все мерзости, которыми Сатана наполнил покорных ему людей. Этот период называется в пророчествах Великой Скорбью (Отк.7:14). По причине его ужасной интенсивности, это время будет сокращено (Мф.24:22).
Это будет не только время великих гонений и мученической смерти для святых, но также и время бедствий Иакова, которое предсказывали пророки Ветхого Завета (Иер.30:7). Сегодняшние потомки Иакова станут главными жертвами этой всемирной волны преследований и враждебности. Суд и кара Бога падут на народы, которые имели Его Слово, но пренебрегли им.
Ибо это время кары во исполнение всего написанного… И будет великая скорбь на земле и великий гнев против народа этого. (Лк.21:22,23).
Страдания христиан будут происходить одновременно с карой народов, которые сегодня ответственны за проповедь слов Исуса. Они получили учение Евангелия, но не раскаиваются и не корятся Богу (Лк.21:22-24; Втор.28:33,36,45,48-57; Лев.14-44).
Тогда будет великая скорбь, какой не бывало от начала мира доныне, и не будет. Если бы те дни не были сокращены, никто бы не спасся, но ради избранных те дни будут сокращены (Мф.24:21-22).
Любовь многих охладеет из-за преумножения беззакония (порока, греховности). Нам обещано, что мы сможем вытерпеть, если будем твердо стоять в любви Исуса до конца (Мф.24:12,13).
Не так давно, Бог дал слово пророчества для меня через другого верующего. Часть послания касалась верующих, которые пострадали от коммунистических и иных тоталитарных режимов. Привожу ту часть этого слова, которая имеет отношение к нашей теме:
… ты это ты, а не один из призванных Мною в такой стране, где Я могу проявить Себя только через духовную силу Моих людей в страданиях. Я действую по Моему усмотрению - одним способом с одними людьми, и другим способом с другими.
В этих словах Бог дает нам ценную информацию. Нам важно понимать, что одни христиане могут быть богаты, другие бедны, однако и те и другие принадлежат Христу. И те и другие могут исполнять волю Бога. Дальше Бог сказал:
Некоторые из моих сыновей и дочерей – миллионеры, потому что Я благословил их таким способом. Они используют свои деньги, чтобы служить Мне и Моей воле.
Заключенные в коммунистических тюрьмах христиане были физически бедны и нищи. Но Бог считал их богатыми (Отк.2:9). Многие из них серьезно заболели из-за того, что им пришлось пережить; и многие умерли. Но их реакция на гонения прославила Бога, потому что в мрачных обстоятельствах их свет воссиял ярче, чем когда-либо. Бог допустил, чтобы они пережили эти страдания ради спасения многих из их гонителей. В итоге, Благовестие распространялось! Благодаря свету, который распространялся через их страдания, многие другие люди нашли Исуса Христа.
Не всякий призван быть мучеником, но некоторые призваны. Исус говорит нам:
Имеющий ухо да услышит. Кому положен плен, тот в плен пойдет. Кому должно погибнуть от меча, от меча погибнет. Здесь требуется терпеливая стойкость и верность святых (Отк.13:9-10).
Некоторым определен такой жребий в жизни. Это огромная честь. Они – драгоценные камни пред Богом. Дела погибших не преданы забвению. Мученики подали пример остальной Церкви, - подобно Исусу, которой сделал это почти две тысячи лет тому назад.
Блаженны мертвые, которые умирают отныне в Господе (Отк.14:13).
Их дела последуют за ними. Святые призваны терпеть, верно и стойко переносить все испытания (Отк.14:12). С самого начала новозаветной эры Исус напоминал нам о том, что путь будет нелегким. Но претерпевшие гонения за праведность получают двойное благословение (Мф.5:10-11). Велика наша награда на небесах (там же, ст.12).
Нам следует смотреть не на физические обстоятельства. Нам надо смотреть дальше – на жизнь, которая ожидает нас в духовной сфере. (Больше на эту тему - в статье Зачем человеческая жизнь – СС №2).
Дух дает жизнь; плоть не значит ничего (Ин.6:63).
Кто пытается сберечь свою жизнь, тот ее потеряет (Лк.17:33).
…а кто потеряет свою жизнь за Меня, тот ее найдет (Мф.10:39).
Терпящие муки за Христа вскоре услышат от Него слова:
Придите, благословенные Моим Отцом; примите наследие свое - Царство, приготовленное для вас от сотворения мира (Мф. 25:34).
Он отрет всякую слезу с ваших глаз. В тот день, не будет больше смерти, скорби, плача и боли (Отк.21:4). Страдание останется в прошлом.
М. Б. Хип
Авторское право 2015
MidnightInAmerica.net