Вы находитесь здесь: Домашняя страница > Литература > Литература Онлайн > Зачем ад?
Зачем ад?
Малколм Б. Хип
PO Box 29, Aylesbury, HP17 8TL, UK
Авторское право © Midnight Ministries
Автор не возражает против использования материалов своих работ другими авторами при соблюдении правил цитирования: полное указание источника (с адресом), без внесения изменений в цитируемый текст.
Не для коммерческой перепродажи.
Кроме специально указанных случаев, Священное Писание цитируется автором оригинала по New International Version = NIV (Новая Интернациональная Версия). С целью более точной передачи русскому читателю хода аргументации автора, цитированные тексты переведены непосредственно из использованных в оригинале версий переводчиком настоящего труда.
Перевод на русский язык с Божьей помощью М. Томпсон
Горе вам, кто снаружи кажется людям
праведным, а внутри исполнен лицемерия и беззакония…
Как избежите вы осуждения в ад?
(Перефразированные слова Исуса: Мф. 23:27, 27, 33.)
Ад!!!
Многие используют слово ад, как метафору, выражая крайне негативное отношение к чему-либо. В английском языке оно давно превратилось в символ всего, что мерзко и отвратительно. Издревле оно ассоциируется со злом. Для этого есть веские основания, ибо ад, - что бы это слово ни означало (а оно имеет несколько значений), - омерзителен и ужасен.
Предлагаю читателю вместе с нами исследовать, что такое ад, - не согласно человеческим представлениям, а согласно тому, что о нем говорит Библия. Будьте готовы к неожиданным открытиям!
Значение слова «Ад»
Три греческих слова в Новом Завете и одно древнееврейское в Ветхом Завете переводятся словом «ад» в Авторизованной (короля Джеймса) версии перевода Библии на английский язык.
При слове «ад» воображению большинства людей рисуется картина никогда не гаснущего пламени, в котором в нескончаемом страдании пребывают грешники. Они восприняли эту концепцию от существующей традиции и думают, что так сказано в Библии.
Но действительно ли Библия передает именно этот смысл, или большинство верующих введено в заблуждение относительно того, что ожидает отвергнувших Божью любовь?
Всем известно, что Библия открывает нам Бога, как любящего Отца (Ин.3:16; 1Ин.4:8,16). Но как любящий Отец может допустить, чтобы ужасные муки грешников в адском пламени продолжались бесконечно? Концепция вечных мук ада противоречит милосердной и любящей природе Бога. Они непримиримы.
Либо Бог – не Бог любви, либо концепция вечного страдания в адском пламени ошибочна. Эти два понятия несовместимы. Какова же истина?
Непредвзятому уму должно быть очевидно, что в концепции вечных мук ада что-то не так. Мы намерены это доказать.
Переводчики Ветхого Завета использовали слово «ад» для перевода древнееврейского слова шеол, которое имеет два значения: ‘невидимое состояние’ и ‘могила’. Большинство современных переводов Ветхого Завета (на английский язык) отличаются от Библии Короля Джеймса 1611 года большей точностью и лучшим подбором слов. Например, Псалом 16:10 в этой версии вводит в заблуждение:
Ибо Ты не оставишь душу мою в аду, и не допустишь, чтобы Святой Твой увидел разложение.
Новая Интернациональная Версия переводит этот стих точнее:
Потому что Ты не оставишь меня могиле, и не позволишь Святому Твоему увидеть разложение.
В Новом Завете греческое слово хадес имеет то же значение, что и древнееврейское слово шеол. Оно имеет значение ‘могила’. Это совершенно не то, что традиционно понимают под ‘адом’. В могиле нет страданий тела. Когда жизнь покидает тело, оно больше не имеет сознания. Оно мертво и не может страдать. Библия сравнивает смерть тела с беспробудным сном.
Однако в греческом Новом Завете есть еще два слова, которые переводчики перевели словом ‘ад’. Это слова геенна и тартар. Они не имеют отношения к могиле. Понятно, что эти два слова должны передавать совершенно другой смысл. Хадес, геенна и тартар – три разных греческих слова, которые имеют три совершенно разных значения. Они не могут означать одно и то же понятие.
Слово геенна встречается в Новом Завете двенадцать раз (Мф.5:22, 29, 30; 10:28; 18:9; 23:15, 33; Мк.9:43, 45, 47; Лк.12:5; Иак.3:6).
Слово тартар встречается только один раз и в совершенно другом значении. К нему мы вернемся позже (2Пт.2:4).
Геенна
Происхождение слова Геенна лежит в омерзительных обычаях язычества. Это слово произошло от долины Хинном. Именно тут бросали в жертвенный огонь детей, поклоняясь идолу Молоха (Иер.32:35). Соломон допустил, чтобы этот омерзительный обычай практиковали в Израиле, вопреки прямому запрету Бога. Эта долина и те мерзости, которые там происходили, упоминаются в Библии 13 раз в следующих писаниях: книга Исуса Навина 15:8 (2 раза); 18:16 (2 раза); 2Царей 23:10; 2Хроник 28:3; 33:6; Неемии 11:30; Иеремии 7:31,32; 19:2,6; 32:35.
Позднее в долине Хинном, которая простирается за стенами Иерусалима, сжигали мусор. Таким образом, она стала подобающим символом будущего наказания грешников. Так появилось слово Геенна (от древнееврейского словосочетания Гее-Хинном - долина Хинном).
Со временем, слово Геенна стало синонимом массового убийства и уничтожения. Вероятнее всего, английское слово ‘ад’ произошло именно от него.
Исус упоминал Геенну в Своих учениях. Он говорил о геенне огненной (Мф.5:22). Он предупреждал всех нас остерегаться, чтобы не оказаться предназначенными геенне, игнорируя или отказываясь отвратиться от греха. Это огненное предопределение является столь окончательным и гибельным, что Исус призывает нас не жалеть усилий, чтобы избежать его пламени.
Если правый глаз твой заставляет тебя согрешить, вырви его [образно, а не буквально] и отбрось. Лучше тебе потерять один член тела твоего, чем всему телу твоему быть брошенному в геенну. И если правая рука твоя заставляет тебя согрешить, отруби и отбрось ее. Ибо лучше тебе потерять один член тела твоего, чем всему телу твоему попасть в геенну (Мф.5:29-30).
Адский огонь (геенна) – это реальность! Но какова именно эта реальность?
Геенна уничтожает
Исус описывает огонь ада (геенну), как такой, который может уничтожить тело и ‘душу’ (Мф.10:28). Он не просто может это сделать, он это сделает! Уничтоженное перестает существовать. Таков конец грешников:
…хотя нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие процветают, они будут уничтожены навсегда (Пс.92: 7).
Они будут уничтожены в озере огня, о котором пророчествует книга Откровения:
Чье имя не было записано в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное (Отк.20:15).
В предыдущем стихе этот огонь описывается, как вторая смерть (Отк.20:14). Это - окончательное исчезновение сознания всех отвергающих Божий способ жизни, необратимое прекращение жизни всех нечестивых, которые отказываются раскаяться (Отк.21: 8).
Как ни странно, многие люди поддались обману и поверили в то, что вторая смерть не является смертью. Они верят, что имеют бессмертную ‘душу’, а значит - не могут умереть. Они считают, что ‘души’ умерших будут жить вечно, - одни в блаженстве рая, другие в агонии ада. В этих традиционных идеях скрывается заблуждение и неверное толкование. Многие христиане имеют весьма путаное представление о том из чего состоит человек, и что происходит с его ‘компонентами’ после смерти.
Из-за путаницы относительно наших составляющих и того, что такое ‘душа’ человека, легко воспринимаются неверные понятия о том, что такое ад.
Человек – не бессмертная ‘душа’, облаченная в физическое тело. Библия описывает человека, как живую, но смертную душу с духовными способностями, жизнь которой можно уничтожить. Душа, которая умышленно грешит, умрет (Иезек.18:4,20). Исус подтверждал эту истину (Ин.9:41; Мф.10:28; 12:31-32). Для нашего же блага необходимо, чтобы мы боялись Того, кто имеет власть навсегда уничтожить и тело, и ‘душу’ (Мф.10:28).
Слово, переведенное словом ‘душа’ в главе 18 Иезекииля, - древнееврейское слово нэфэш. Вот как оно переводится в разных местах Библии в Версии Короля Джеймса: душа, жизнь, тело, человек, человеческое существо, разум, сердце, творение, тварь, смертный. Но нигде оно не используется в контексте, который бы указывал (или даже намекал бы) на бессмертие. ‘Душу’ можно уничтожить – навсегда.[1]
С самого начала Бог ясно дал понять Адаму, что ему не присуще бессмертие. Он сказал Адаму:
…ты вернешься в землю, ибо из нее ты был взят; ибо прах ты есть, и к праху вернешься (Быт.3:19).
Это диавол внушил ложную идею, что человечество не умрет в результате греха (Быт.2:4).
Подробные объяснения духовной составляющей человека не являются предметом настоящей работы. Поэтому мы лишь кратко отметим, что человек обладает данным ему Богом духом, который, в соединении с физическими способностями тела и мозга, придает ему духовные способности (1Кор. 2:11). Именно комбинация духа и физического тела человека часто в Библии называется ‘душой’. Из этого многие ошибочно заключили, что душа бессмертна. Однако ‘душа’ человека не бессмертна, и это важно подчеркнуть. Душа, которая грешит, умрет (Иез.18:4; Мф.10:28). Новый Завет отрицает, что мы обладаем бессмертием - причем, весьма категорично:
Тленное должно облачиться в нетленное, и смертное в бессмертие… (1Кор.15:53).
Иначе мы умрем и перестанем существовать. Павел ясно выражает, что грех заслуживает смерти (Рим.6:23). Вечная жизнь – это дар Бога. Человек не имеет присущей ему способности жить вечно. Это свойство должно быть нам даровано (там же). Грех ведет к смерти (Рим.6:16). Смерть есть отсутствие жизни и сознания, а не сознательная жизнь в вечно пылающем аду.
Резко критикуя фарисеев и книжников, Исус предупреждал их:
Змии! Порождения ехидны! Как избежите осуждения в Геенну? (Мф.23:33, Вильямс).
Это осуждение – не на бесконечные муки кары, а на уничтожение, которым будут уничтожены нечестивые! В своем послании к Фессалоникийцам Павел пишет, что это - справедливое осуждение.
Божий суд правый… Бог справедлив: Он воздаст бедой тем, кто приносит вам беду, и даст облегчение вам, которые в беде, а также и нам. Это произойдет когда Господь Исус явится в небе в пылающем огне, со Своими могущественными ангелами. Он покарает не знающих Бога и не покоряющихся евангелию Господа нашего Исуса. Они наказаны будут вечной [греческое слово эониос[2]] погибелью, отрезанные от присутствия Господа (2Фес.1:5-9).
Был бы Бог справедлив, если бы наказание за совершенные людьми в короткой жизни грехи длилось непрерывно и бесконечно? Нет. Такое наказание не отвечало бы преступлению. Подобное не свойственно характеру Бога. Его природа жаждет прощать, а не карать. Это диавольская ложь представляет адский огонь как такой, который никогда не угаснет. Сатана стремится ложно изобразить Бога несправедливым, злобным, мстительным и вечно карающим.
Адский огонь уничтожает! Это вторая, окончательная смерть, а не бесконечное страдание.
Вечный огонь?
Три отрывка в синоптических Евангелиях (Мф.3:12; Мк.9:43; Лк.3:17) представляют собой проблему для понимания некоторых читателей. На первый взгляд, они противоречат тому, что Геенна (адский огонь) является временным огнем, который пожрет и уничтожит нераскаявшихся грешников. Кажется, что эти отрывки указывают на то, что этот огонь горит вечно (нескончаемо). Все самые популярные английские переводы Библии подразумевают именно это. Например, Новая Интернациональная Версия передает Марка 9:43 так:
Если рука твоя заставляет тебя согрешить, отруби ее. Лучше тебе войти в жизнь увечным, чем с двумя руками идти в ад, где огонь никогда не гаснет.
Однако более точный Согласованный Буквальный Новый Завет лучше передает мысль, выраженную в греческом оригинале. Последние слова тут передаются словами: где огонь непогашенный.
Даже непогашенный огонь угасает, когда уже нечему гореть! Ученый знаток греческого языка и переводчик Нового Завета Чарльз Б. Вильямс поддерживает такой перевод. Он так передает эту фразу в своем переводе: огонь, который никогда не гасится.
Между переводами этой фразы у Вильямса и НИВ существует едва уловимая, но очень существенная разница. Более того, Вильямс отмечает, что стихи 44 и 46 отсутствуют в лучших из манускриптов. Похоже, что эти стихи были добавлены в некоторых манускриптах учеными или переписчиками позднее, чтобы ‘усилить’ значение, которое, по их мнению, этот текст должен выражать, исходя из их понимания смысла стиха 48.
Стих 48 гласит: Где червь их не умирает и огонь не гасится. Это цитата из Исайи 66:24, - последний стих в книге его пророчеств. В этом стихе Исайя описывал окончательную и бесповоротную гибель нечестивых, которые отказываются склониться в покорности перед Единым и Всемогущим Богом вселенной! Он использовал эти слова для того чтобы подчеркнуть окончательность и абсолютную несомненность их уничтожения.
Читая древнееврейские тексты, следует быть осторожными. Некоторые выражения этого языка нельзя понимать буквально. Древнееврейская идиома отличается от привычной для нас в нашем родном языке.
Исайя 66:24 так переводится в НИВ (NIV):
И они выйдут, и будут смотреть на мертвые тела тех, кто восстал против Меня; их червь не умрет, и огонь их не будет погашен [пока они не будут полностью уничтожены], и будут они омерзительны для всех людей.
Эти слова являются идиомой, которая выражает неизменность Божьего суда над нечестивыми. Контекст явно подразумевает слова, добавленные в квадратных скобках.
Черви поглощают мертвую плоть со временем. Они являются важной частью физического процесса разложения. Однако когда у них не останется пищи, они тоже умрут. Бессмертных червей не бывает! Точно так же, в материальном (физическом) мире не может быть вечного огня. Когда весь горючий материал сгорел, огонь угасает. Данный текст не утверждает, что этот огонь вечен. В нем просто говорится, что его никто не будет гасить. Он будет гореть до тех пор, пока не выполнит свое предназначение.
Всякий, чье имя не ‘записано’ в книгу жизни, будет брошен в огонь Геенны и уничтожен навсегда (Отк.20:15).
Иуда в своем письме упоминает ‘вечный огонь’, сравнивая его с карой, которая поразила и уничтожила извращенных жителей Содома и Гоморры.
Содом и Гоморра с окрестными городами отдались половой безнравственности и извращениям. Они служат примером тех, кто подвергнется казни вечного огня (Иуды 7).
Эти города не горели вечно. Они были уничтожены Вечным Богом внезапно и стремительно. Они превратились в дым. От них ничего не осталось. Ужасная участь! Такова же участь нечестивых.
В таком употреблении, вечный огонь не есть огонь, который вечно горит. Скорее, это огонь, который уничтожает навеки. Его результат необратим!
Участь нечестивых
Еще один текст Писания о геенне, который неверно понимается многими христианами - это Откровение 20:10. В Версии Короля Джеймса этот текст переведен следующим образом:
А диавол, обманывавший их, был брошен в озеро огня и серы, где находятся зверь и лжепророк, и будет мучим день и ночь, во веки веков.
Однако подчеркнутое слово отсутствует в греческом тексте. Переводчики вставили его по своему разумению. Правильная временная форма должна определяться контекстом.
НИВ, перевод Вильямса и некоторые другие версии признали ошибку. Это слово они передают более точно как: «были брошены» (Вильямс), или «ранее были брошены» (НИВ).
‘Зверь’ и ‘лжепророк’ – индивидуумы, люди из плоти и крови. Они так нечестивы, что единственное достойное наказание для них - это бросить их живьем в озеро пылающей серы (Отк.19:20). Это вовсе не означает, что они будут мучиться в этом пламени вечно. Их плоть сгорит в порожденном Богом уничтожающем огне. Они испарятся. В высочайшей температуре пламени ядерного огня испарилась бы любая плоть. Пламя же Бога - в тысячи раз жарче!
Лжепророк также упоминается Павлом во втором послании к Фессалоникийцам (2:8). Он будет уничтожен сверхъестественным сиянием и силой Христа при Его Пришествии. Это - одна из причин, почему Бог описывается в книге к Евреям, как всепоглощающий огонь (Евр.12:29).
Именно присутствие Бога, когда Он явится и даст волю части Своей ужасной силы, поглотит неисправимо нечестивых. Огонь поглощает (сжигает дотла). Он не мучает бесконечно тех, кто в нем горит. Все нечестивые будут поглощены! (Евр.10:27).
Немыслимо, чтобы бесконечно любящий Бог мог осудить живые существа (даже диавола и демонов) на вечные мучения! Несмотря на неисчислимое зло, которое они совершили, любящая природа Бога не могла бы допустить такое бесконечное страдание.
Мучения злых духов
Псалом 92:7 утверждает, что нечестивые (в том числе, злые духи) будут уничтожены навсегда. Если злые духи должны быть уничтожены, то что означает их мучение в аду, о котором говорится в Библии?
Диавола и когорты его нечистых духов ожидают духовные муки, прежде чем они будут уничтожены. Сильнее всего они будут страдать в то время, когда больше не смогут влиять на людей. Они также страдают всякий раз, когда обнаруживают, что им не удается исполнить свои нечестивые планы.
Когда Исус изгнал множество духов из двух бесноватых, они возопили человеческими голосами:
Ты пришел сюда, чтобы мучить нас прежде назначенного времени? (Мф.8:29)
Нечистые духи знают, что наступит время, когда их дни будут сочтены. Они также знают, что будет время, когда они, скованные, не смогут влиять на людей. Так будет на всем протяжении Тысячелетия правления Христа. (Мы еще вернемся к этому вопросу в разделе «Тартар и Бездна».) Это будет для них мучением. Они крайне недовольны и обеспокоены своим будущим.
Когда нечистый дух выходит из человека, он ходит по безводным местам в поисках покоя, и не находит его (Мф.12:43).
Нечистые духи (демоны) находят ‘покой’ в людях, которых они могут беспокоить, причиняя им боль. Им также известно, что их конец близок (Отк.12:12). Они исполнены страха в ожидании суда (Евр.10:27).
Книгу Откровения следует читать аналитически, осознавая, что многое в ней - глубоко символично. Мы должны позволить разуму Бога направлять нас. Перевод греческого текста Откровения 20:10 имеет свои ограничения в НИВ, где этот стих переводится так:
И диавол, который их обманывал, был брошен в озеро пылающей серы, куда ранее были брошены зверь и лжепророк. Они будут мучимы днем и ночью во веки веков (Отк.20:10, NIV).
Здесь правильно передано время словами: «ранее были брошены». Однако слово «Они» в последнем предложении вводит в заблуждение. В оригинале его нет. В Версии Короля Джеймса переводчики постарались ясно выразить, что мучим будет диавол, а не зверь и лжепророк:
А обманывавший их диавол был брошен в озеро огня и серы, где находятся [должно быть: ранее были] зверь и лжепророк; и будет мучим день и ночь, во веки веков (KJV).
Физические личности зверя и лжепророка сгорели задолго до того, как туда был брошен диавол – наверное, за тысячу лет до этого момента. Слова «во веки веков» тоже вводят в заблуждение. Хотя кажется, что Откровение 20:10 утверждает, что диавол будет мучим «днем и ночью, во веки веков», необходимо помнить, что в то время когда план Бога совершится и Божий народ будет жить с Ним, не будет больше ни дня, ни ночи (Отк.22:5). Значит, мучение диавола может продолжаться только до тех пор, пока будут существовать день и ночь.
Диавол и все злые духи будут уничтожены огнем Бога, точно так же как и все нераскаявшиеся люди. Огонь Божий может уничтожить все, что не защищено Богом - как материю, так и дух. Злые духи не имеют Божьей защиты. Только защищенные благодаря Божьему Духу избегут второй смерти (Отк.7:3; 20:6).
Одному Богу присуще бессмертие (1Тим.6:16). Бог желает даровать его нам, если мы искренне ищем Его (Рим.2:7). Диавол не имеет бессмертия. Он – не Бог. Он – существо сотворенное, и может быть уничтожен. Часть Божьего плана состоит в том, чтобы уничтожить диавола, который временно имеет власть смерти (Евр.2: 14).
Сатана, когда-то (до того как он избрал путь зла) имевший имя Люцифер, что означает ‘лучезарный’, отражен в образе царя Тира в одном из пророчеств Иезекииля:
Ты [Люцифер] был образец совершенства, исполнен мудрости и безупречен красотой… Ты был помазан херувимом хранителем… ты был на святой горе Божией… пока беззаконие не нашлось в тебе… и ты согрешил. Поэтому Я изгнал тебя с позором с горы Божией, и Я исключил тебя, о херувим хранитель… и Я сбросил тебя на землю… Поэтому Я извлек огонь из тебя, и он тебя поглотил, и Я низвел тебя до пепла на земле… ты пришел к ужасному концу и тебя больше не будет (Иез.28:12-19).
Сначала диавол будет скован и изолирован в бездне во время Тысячелетнего правления Христа на земле (Отк.5:10; 20:1-6). Потом он будет полностью уничтожен.
В послании Иуды сторонники диавола сравниваются с самим диаволом, и их ожидает такая же участь, как его. Они описываются как дважды мертвые (ст.12). Кто откажется раскаяться в своих грехах, умрет не один раз, физически. Нераскаянных грешников ожидает вторая смерть (Отк.20:6). Вторая смерть – навсегда. Иуда пишет о них:
…для кого предназначен чернейший мрак на веки (ст.13).
Эта фраза имеет совсем не то значение, которое многие в ней видят. Если бы они находились в горящем аду, как думают многие, возможно там было бы темно, но это не был бы чернейший мрак! Кроме того, греческое слово эон, переведенное здесь словом «веки», имеет несколько иной смысл - не «вечность».
Согласно греческому словарю Стронга эон имеет следующие значения: «век, в расширительном смысле вечность, бесконечность (также о прошлом); смысловое мир; специфичное (иудейское) - Мессианский период (настоящий или будущий)».
Понимание эонов
В Откровении 20:10 фраза «во веки веков» дословно означает: от эона до эона, то есть – от века до века. То, что видят в ней многие верующие, может не совпадать с тем смыслом, который вложил в нее Бог и что передает греческий текст. Согласованный Буквальный Новый Завет выражает эту фразу словами: «эоны эонов». Что это значит?
В истории человечества будет семь эонов (главных периодов или веков), начиная от Адама и заканчивая судом Великого Белого Престола в конце Тысячелетия правления Христа. Вот они:
1. От Адама до Потопа.
2. От Потопа до Вавилонской Башни
3. От Вавилонской Башни до Исхода
4. От Исхода до Первого Пришествия (Старый Завет)
5. От Первого пришествия до Второго
6. Тысяча лет от Его Второго Пришествия
7. Период Великого Белого Престола в конце Тысячелетия правления Христа.
Таковы семь отчетливых периодов в истории человечества. В период перехода от одного эона к другому Бог открыто и явно вмешивается в человеческие дела и вносит определенные изменения в Свои отношения с человечеством, соответствующие Его духовной цели. Разумеется, есть другие случаи, когда Бог вмешивается в дела Своего народа, но эти семь эонов составляют важнейшие периоды в Его божественном плане постепенного откровения и спасения.
Первые эоны не представляли больших мучений для Сатаны. Именно в последних трех он начал и продолжает проигрывать бой. На протяжении этих последних эонов Сатана испытывает самые тяжкие мучения. Когда Исус умер на кресте, Сатане был нанесен смертельный удар. С тех пор он обречен. Быть может, именно поэтому последние три эона названы в Откровении эонами [всех] эонов!
Откровение – пророческая книга. Но пророчество, наряду с будущим, затрагивает также прошлое. Некоторые части Откровения смотрят и назад (в прошлое), и вперед. Пророчество содержит краткие взгляды в прошлое, чтобы подвести к будущим событиям. Этот стих о мучении Сатаны от века до века следует понимать, принимая во внимание то, когда эти слова были написаны.
В первом веке НЭ время величайших мучений Сатаны только-только началось. Исус заплатил за грех, принеся искупительную жертву за человечество, и освободил нас от власти диавола. Эта мысль мучительна для последнего. Исус заслужил право стать правителем земли вместо Сатаны.
После смерти и воскресения Исуса Святой Дух стал доступен человечеству. Влияние Бога начало распространяться. Понимание этого тоже причиняет страдания Сатане. Он знает, что его юрисдикция и правление над землей находятся под угрозой.
После того как пришел Исус, началось совершенствование детей Божьих. Это – величайшее мучение для Сатаны! Он - враг Бога. Он не хочет, чтобы человек стал на его место в должности, которую он потерял (Смотри Ис.14:12-17; Иез.28:14-17).
Эоны эонов – это три последних эры, во время которых Божий план обретает свою законченную форму. Это также то время, в которое мы живем, - время Нового Завета. Первая эра – от воскресения Христа до Его возвращения. Второй эон эонов – это Тысячелетие правления Христа. И третий эон – это период суда Великого Белого Престола (Отк.20:11-12). Таковы эоны эонов, когда Исус правит, как Царь царей. Он доказал, что достоин иметь всю власть (Мф.28:18).
Понятно, что Он не проявляет всю Свою власть в настоящее время, но сделает это после Своего возвращения. Он незримо правит в жизни людей, которые приветствуют Его сейчас. Царство Бога живет в наших ‘сердцах’ (Лк.17:21). Но в период Тысячелетия, когда Царство Бога установится над всеми народами, Исус будет Правителем всей земли (Ис.2:2-4). Наконец, в третьем эоне, в период Великого Белого Престола, Его Правление станет абсолютно полным (Отк.20:11-13).
Когда Сатана будет уничтожен справедливым судом Бога, его духовные мучения закончатся. А пока, в Своей великой мудрости, Бог использует даже зло диавола для достижения Своей величайшей цели. Он использует и в дальнейшем будет использовать его, как катализатор в процессе совершенствования святых.
Тартар и Бездна
В Версии Короля Джеймса находим следующее любопытное описание судьбы Сатаны и его демонов:
Ибо если Бог не пожалел ангелов согрешивших, но сбросил их в ад и предал цепям мрака, в ожидании суда…(2Пт.2:4).
Переведенное здесь как «ад», в греческом оригинале стоит слово тартарос. Это - единственное место в Новом Завете, где оно встречается. Оно означает место заключения. Контекст объясняет это. Падшие ангелы преданы цепям, то есть, заключены в ‘тюрьму’.
Демонические силы не заключены в ‘тюрьму’ в данное время. Им дана определенная степень свободы обманывать весь мир (Отк. 12:9). Поэтому в мире так много зла в этом веке (Гал.1:4). Сатана занят тем, что ослепляет разум людей, чтобы они не понимали Божью истину. Диавола называют богом этого века именно из-за его всеохватывающей власти над умами большинства людей (2Кор.4:4). Он есть: …правитель царства воздуха, дух, который действует ныне в непокорных (Еф.2:2).
Христиане должны бороться против этих нечестных и лживых духов (Еф.6:12). Большую часть Тысячелетия правления Христа люди не будут испытывать нечестивых диавольских влияний. Диавол и его демоны будут в это время связаны и заключены. Книга Откровения так описывает эти события:
И увидел я ангела, сходящего с неба, который имел ключ от Бездны и большую цепь в руке своей [символическое описание заключения]. Он схватил дракона, этого древнего змея, который есть диавол или Сатана, и сковал его на тысячу лет. Он сбросил его в Бездну, и заключил, и запечатал ее над ним, чтобы он не мог впредь обманывать народы, пока не закончится тысяча лет. После этого он должен быть отпущен на свободу на короткое время (Отк.20:1-3).
Во втором послании Петра (2Пт.2:4) он описывает место, в котором заключены демоны, как темное. В других текстах Нового Завета это место заключения описывается как Бездна или бездонная пропасть. Книга Откровения содержит семь упоминаний бездонной пропасти (KJV) или Бездны (NIV). Вот они: Откровение 9:1,2,11; 11:7; 17:8; 20:1,3.
Падшие ангелы заключены в месте тьмы, потому что они – разрушители (Отк.9:11). На древнееврейском языке Сатана также называется Абадонной, а по-гречески – Аполлионом. Оба эти слова означают разрушитель. Бог не позволит ему и его падшим ангелам разрушать в период Тысячелетия Христа (Ис.11:9).
Иуда говорит об этом:
…ангелов, не удержавших своего положения власти, но покинувших свой дом, – этих держит Он во мраке, скованными вечными цепями, для суда великого Дня (Иуды 6).
Сатана и демоны будут заключены в Бездне тьмы до тех пор, пока не совершится план Бога для человечества. Тогда Бог блеском Своего Существа уничтожит всех нечестивцев, отказывающихся обратиться к Нему (в том числе демонических духов).
Суд и исполнение приговора
Когда произойдет это кульминационное событие, всякий чье имя (символически) не записано в книге жизни, будет уничтожен этим огнем (Отк.20:15). Нечистые духовные сущности по сути своей являются низкими идолопоклонниками и неверующими лжецами. Поэтому их ожидает вторая смерть (Отк.21:8). Когда Бог доведет все до совершенства, ни одно безнравственное существо не сможет существовать (Отк.22:15).
Только очищенные кровью Исуса и испившие от воды жизни (Отк.22:17) будут преображены в бессмертный дух, подобно Богу. Все остальные исчезнут, рассеявшись подобно туману, в Его непостижимо великом присутствии. Они не перенесут Божьей беспредельной силы и Его света.
Свет исходит от Бога (1Ин.1:5). Он является источником света - как физического, так и духовного. Но Сатана показал, что не желает иметь ничего общего с Божьим путем и Его светом. Он настолько испортил свой характер, что решился отказаться от благости Бога и предпочел горькое существование во тьме, вплоть до момента своего окончательного уничтожения. Он отказывается измениться.
Сатана исполнен духовного мрака. В нем нет света истины (Ин.8:44). Именно отказ принять то, что лучше для всех живых существ, делает его уничтожение неминуемым. Всякий, кто упрямо решился следовать по дороге зла, которая ведет в Геенну огненную, сгорит в этом огне вместе с ним.
Аллегорическая притча о богатом человеке и Лазаре (Лк.16: 19-31) описывает время последнего суда. Эти образы не следует понимать буквально. Их цель – предупредить о неизбежной участи нечестивых. Богатый эгоист, который в своей жизни никогда не заботился о других людях, символически показан в невидимом месте (хадес), после окончания его земной жизни (ст.23). Тело его мертво, но его дух по-прежнему имеет сознание, осознавая будущее. Он поднимает взгляд и видит знакомого ему по земной жизни нищего, который получает свою награду вместе с Авраамом.
При осознании своего положения, душевное мучение богача становится нестерпимым. Он знает, что его ожидает уничтожение в огне! Он делает попытки спасти себя и членов своей семьи от этой ужасной судьбы. Он не хочет умирать (второй смертью)!
Притча не показывает его буквально горящим в огне в тот момент. Если бы он горел буквально, то просил бы не о капле воды - охладить язык (ст.24). Он умолял бы о ведрах воды - тушить пламя! Его мучения духовные, а не физические. Ответ Авраама относится ко всем, кто упрямо отказывается покориться Богу:
Если они не слушают Моисея и Пророков, то не будут убеждены, даже если кто-то воскреснет из мертвых (ст.31).
Как печально! Увы, но это правда, что много призванных, но мало избранных (Мф.22:14). Сравнительно немногие выбирают веру и покорность Богу. Если мы не будем облачены в ‘одежды праведности’ когда придет время, окажемся изгнанными за пределы Божьего Царства, «во тьму…, где будет плач и скрежет зубов» (Мф.22:13).
Только тот, кто готов подчинить свою жизнь Богу в полной покорности, получит бессмертие, подобно Ему. Назначение адского огня (Геенны) состоит в том, чтобы уничтожить всякого кто отвергает то, что правильно и хорошо с точки зрения Бога.
Когда же все дети Бога сделаются бессмертными, тогда смерть, уничтожение, и все непокорные будут уничтожены. Книга Откровения описывает это событие в следующей символике:
И смерть, и ад [хадес - могила] были брошены в озеро огня. Это вторая смерть. И всякий кто не был записан в книге жизни, был брошен в озеро огня (Отк.20:14-15, KJV).
Малколм Б. Хип
Бог показывает Кеннету Хейгину ад
Ниже следует рассказ одного из известных американских евангелистов, пастора Кеннета Хейгина. Он рассказывает о том, что случилось с ним в возрасте 17 лет, во время его обращения. Он был смертельно болен и умер. Исус вернул его к жизни.
Опыт Кеннета Хейгина передает неизбежную кару нечестивых и повествует об его чудесном спасении Христом от этой ужасной участи. Как следует интерпретировать опыт Хейгина? Этот вопрос остается открытым. Но в любом сверхъестественном видении или духовном опыте послание Бога передается человеку в тех образах, которые он способен понять. Поэтому он может сделать вывод, что этот опыт подтверждает традиционную концепцию вечно горящего адского огня. Но Бог не затем дал ему такой опыт. То, что он увидел и испытал, должно было побудить его проповедовать заблудшим и обращать гибнущих.
Я отдал свое сердце Господу и заново родился в первую же ночь когда оказался прикованным к постели. Была суббота, 22 апреля 1933 года, 7:30 вечера…
В тот вечер, немного раньше, мое сердце перестало биться, и духовный человек, который живет в моем теле, покинул его. Когда смерть завладела моим телом, моя бабушка, младший брат и мама сидели в комнате. Я успел только сказать им «до свидания». Затем внутренний человек [его дух] вылетел, покинув мое мертвое тело, которое осталось лежать с застывшими глазами и холодной плотью.
Я несся вниз, вниз и вниз, пока огни земли не исчезли вдали. Я не имею в виду, что потерял сознание (то есть, я не говорю, что был в бессознательном состоянии). У меня есть доказательство, что я фактически был мертв. Мои глаза стали неподвижными, мое сердце прекратило биться, и пульса не было.
Священное Писание рассказывает о том, что заблудшие оказываются во внешней тьме, где плач и скрежет зубов (Мф.25: 30). Чем дальше вниз я спускался, тем темнее становилось вокруг, пока тьма не стала кромешной. Я не смог бы увидеть собственную руку на расстоянии одного дюйма от глаз. И, чем дальше вниз я спускался, тем становилось жарче и душнее.
Наконец, внизу подо мной, я увидел далекие огни, мерцавшие на стенах пещер проклятых. Огни исходили от адского пламени. Гигантский, обрамленный белым гребнем шар пламени притягивал меня, как магнит притягивает металл. Я не хотел приближаться, но, как металл прыгает к магниту, так и мой дух тянуло к этому месту. Я не мог отвести от него глаз. В лицо ударило жаром. С тех пор прошло много лет, но и сегодня я вижу все так же ясно, как видел тогда. Испытанное свежо в моей памяти, словно случилось только что.
Я прибыл к входу в ад. Люди спрашивают: «На что похож вход в ад?» Я не могу описать; если бы я попытался, мне надо было бы иметь с чем сравнивать. (Подобно тому как, если человек никогда в жизни не видел дерева, невозможно рассказать ему, как оно выглядит.)
Приблизившись к входу, я на мгновение остановился, потому что не хотел входить. Я чувствовал, что еще один шаг, еще один метр, и я погиб навеки и никогда больше не выйду из этого ужасного места!
Спустившись на дно пропасти, я почувствовал присутствие рядом с собой какого-то духовного существа. До этого я не смотрел на него, потому что не мог отвести взгляда от адского огня. Но когда я остановился, существо положило свою руку на мое плечо, чтобы ввести меня внутрь.
В этот момент прозвучал голос издалека, откуда-то сверху – выше кромешной тьмы, выше земли, и выше неба. Я не знаю, был ли это голос Бога, Исуса, ангела, или чей. Я не видел его, и не знаю, что он сказал, потому что он говорил не по-английски. Он говорил на каком-то другом языке.
Когда он говорил, его слова многократно повторялись, перекатываясь по всему пространству проклятых, сотрясая его, как лист на ветру, и заставили существо снять руку с моего плеча.
Я не повернулся вокруг, но незримая сила, как засасывающая труба, потянула меня вверх, прочь от огня, прочь от жара…
Я поднимался, пока не оказался вверху над пропастью и увидел огни земли. Я увидел дом бабушки и дедушки, прошел сквозь стену обратно в мою спальню, и это было для меня так же реально, как любой другой раз, когда я входил в нее через дверь (мой дух не нуждался в двери).
Я мягко вернулся в свое тело…» (Кеннет Е. Хейгин, Я верю в видения, ст.5-7.)
Комментарий
Важно отметить, что вышеприведенный опыт не подтверждает точку зрения, что наказание в аду является вечным и бесконечным. Бог передает вам то, что считает необходимым сказать, в знакомых и понятных вам мыслях и образах. Кеннет Хейгин объясняет, почему ему дано было это видение или этот духовный опыт:
Через этот опыт Бог привел меня к познанию спасения, которое является лучшим из всего, что можно познать в этом мире. Я был счастлив узнать, что мое сердце право перед Богом, и если я умру этой ночью, то пойду к Нему (там же, ст.12).
Этот опыт был дан, чтобы:
1) привести Кеннета к спасению;
2) подтвердить ему несомненность его спасения;
3) ободрить его
4) направить его к служению Исусу, которое продолжалось после этого многие годы.
Опыт ада, данный Морису Серулло
Другой, но похожий, опыт ада был дан в ранние годы жизни и Морису Серулло. Морису было тогда всего восемь лет, но он всерьез размышлял о том, чтобы покончить собой. Его отдали в сиротский приют, и жизнь его была несчастной.
Он стоял на оконном карнизе, готовый прыгнуть навстречу своей смерти, когда случилось нечто необычное. Комната за его спиной вдруг наполнилась удивительной ‘аурой’. Непонятно откуда явилось нечто незримое, но очень утешительное, и заполнило комнату. От этого присутствия исходил замечательный покой и утешение. Существо (кто бы это ни был) передавало ему удивительное успокоение. Мысли о самоубийстве вскоре покинули его, и он начал размышлять о новом чувстве, которое испытывал.
Что это было? Кто это был? Он узнал об этом только спустя семь лет. Это был один из данных Богом опытов, которые изменили всю жизнь Мориса. Бог звал его к служению евангелиста, которое впоследствии распространилось на весь мир.
Морис рассказывает о том, как Бог снова вошел в его жизнь несколько лет спустя:
Если бы кто-нибудь сказал мне в тот период моей жизни, что Бог собирается использовать меня для того, чтобы стоять перед некоторыми из самых многочисленных собраний в истории Христианства, обращаясь к нациям как пророк и апостол… я сказал бы им, что они сошли с ума.
Я не имел намерения становиться служителем Благовестия. Меня побуждала честолюбивая мечта стать когда-нибудь губернатором штата Нью-Джерси. Но однажды вечером, когда я стоял на коленях перед алтарем в старой Пресвитерианской церкви, Бог сверхъестественно открылся мне и изменил течение моей жизни.
Стоя на коленях, я чувствовал прикосновение руки к моему лбу. Вдруг я оказался на полу, лежа на спине. Я был в сознании и слышал шум и разговоры людей, собравшихся вокруг меня, но чувствовал себя парализованным. Я попытался встать, но не смог. Попробовал двигать руками и ногами, но не смог пошевелиться.
Пока я лежал там, на полу, в таком состоянии, мой дух был взят из моего тела, и в следующее мгновения я был уже на небесах.
На небесах я увидел бессчетное множество людей - сколько видит глаз, направо и налево до самого горизонта… всех национальностей… красных, желтых, черных, белых. Казалось, эти люди сидели полукругом, хотя стульев у них не было.
Пока я смотрел на это великое скопление людей, мой дух вошел в тело в первом ряду, которое я узнал как мое собственное физическое тело.
Человеческими словами невозможно описать… Ни в одном языке мира нет таких слов, которыми можно было бы описать то, что я увидел дальше. Вдруг перед этим огромным собранием людей явилась слава Бога.
Форма, которую я увидел, была ростом с человека шести футов (183см), - может чуть выше, - и вдвое шире человеческого тела, без различимых черт лица, таких как глаза, нос или рот. Форма сияла огненной яркостью миллиона полных лун, миллиона солнц, и миллиардов звезд вместе взятых.
Пока глаза мои созерцали это великое проявление славы Бога, луч диаметром приблизительно в три или четыре раза больше диаметра человеческой руки вышел из этой великолепной Формы и пронзил мое существо. Этот луч света тянул меня вперед, как магнитом… притягивая меня все ближе к этому проявленному Присутствию Бога.
Следует помнить, что я в то время ничего не знал о сверхъестественной силе Бога. Мне тогда было всего пятнадцать. Я был маленький еврейский мальчик, сирота, чужой всему миру в котором я и знал-то всего одного или двух людей.
На протяжении всего этого опыта я находился в полном сознании. Мысли проносились во мне, как ветер. Я испытывал потрясающие чувства…страх, тревогу, растерянность наряду с величайшей радостью и возбуждением.
В то время как я наслаждался этим моментом и купался в потрясающей любви и славе, которые исходили от этого прекрасного Существа, слава Бога отодвинулась от меня на один шаг. Сердце мое упало! Я не мог этого понять. Я был растерян. Мысленно я говорил: «Господи, Ты притянул меня сюда. Я стоял рядом с Тобой, а теперь Ты отступил от меня на один шаг.»
Тут что-то заставило меня посмотреть вниз, на то место, откуда Присутствие Бога отступило от меня. И, в небесах, я увидел вырезанные в небе дыры в форме двух отпечатков ступней.
Я посмотрел в одну из этих дыр, и то, что я увидел, изменило мою жизнь. Казалось, Бог снял крышку с ада и позволил мне взглянуть с неба вниз, в пространства преисподней. Я видел пламя огня, который никогда не будет погашен. Я слышал крики осужденных и заблудших. Я чувствовал муки вероотступника; его крик был ужаснее всего.
Увидев эти следы ступней в небе, я знал, что у меня есть выбор. Бог говорил мне: «Морис, отдашь ли Мне свою жизнь?» Слыша эти крики, я покорился и отдал все Богу, и поставил свои ступни в эти отпечатки.
Мои плечи окутало тепло. Я повернулся и увидел, что слава Бога взяла тот луч, который притянул меня к Нему, и окутала им мои плечи. Все мое тело стало подобно люминесцентной краске. Оно засветилось от макушки до подошв ног.
И тогда, впервые, Бог заговорил. Голос исходил от славы Бога, говоря слова, которых я никогда прежде не слышал, но которые оказались из Старого Завета, книги Исайи, как я потом выяснил:
«Восстань и сияй, ибо свет Мой сошел на тебя, и слава Господа будет окружать тебя, ибо массы моря Язычников обратятся к тебе.»
От этого славного Присутствия Бога лучи протянулись над головами людей; они буквально зажгли небеса и этих людей. Бог обратился ко мне опять:
«Сынок, когда увидишь славу Мою среди Моего народа, и когда будешь стоять перед ними, тогда узнаешь, что Я - среди них, чтобы показать Себя сильным ради любящих Меня.»
Комментарий
Еще раз повторю: этот опыт был дан с божественной целью. Он предназначался для того, чтобы изменить личную жизнь Мориса Серулло. Он побудил Мориса проповедовать и начать служение евангелиста, в котором Бог сопровождал и поддерживал его Своей чудотворной силой.
С помощью этого видения (иные назовут его осознанным сновидением) Бог затронул Мориса на той стадии его духовного развития, на которой он находился. Бог придал ему необходимый импульс, побудив его обратиться к миллионам заблудших во всем мире. С тех пор Морис Серулло верно продолжает это делать.
Это видение не имело целью дать нам точное описание судьбы грешников после смерти. Как и в случае с Кеннетом Хейгином, Бог использовал образы, близкие и понятные Морису.
Малколм Б. Хип
[1] Больше об этом предмете можно прочитать в сборнике статей ММ Дух, Душа? и Тело.
[2] Греческое слово эониос переводится как вечный. Хотя вечный огонь исходит от Вечного Бога, он не горит вечно. Больше об этом читайте в разделе Понимание Эонов.
Авторское право 2014
MidnightInAmerica.net