Вы находитесь здесь: Домашняя страница > Литература > Литература Онлайн > Что говорит Библия о Святом Духе
Что говорит Библия
о
Святом Духе
Малколм Б. Хип
PO Box 29, Aylesbury, HP17 8TL, UK
Авторское право © Midnight Ministries – 1995 г.
Переиздано в форме буклета – 2000 и 2001 г.г.
Автор не возражает против использования материалов своих работ другими авторами при соблюдении правил цитирования: полное указание источника (с адресом), без внесения изменений в цитируемый текст.
Не для коммерческой перепродажи.
Кроме специально указанных случаев, Священное Писание цитируется автором оригинала по NIV = New International Version (Новая интернациональная версия). С целью более точной передачи русскому читателю хода аргументации автора, цитированные тексты переведены непосредственно из использованных в оригинале версий переводчиком настоящего труда.
Перевод на русский язык с Божьей помощью М. Томпсон
Многие христиане полагают, что Святой Дух является третьим Лицом
триединого Бога (Троицы). Но нигде в Библии нет упоминаний о ‘Троице’.
Правильна ли эта концепция? Что говорит о Святом Духе Библия?
Если бы кто-то задумал провести опрос мнения всех христиан и выяснить, что они думают о Святом Духе, то результаты такого опроса можно предугадать. Можно с уверенностью утверждать, что большинство христиан считают Святой Дух третьим лицом Троицы, состоящей из Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа.
Но верна ли такая концепция? Действительно ли Святой Дух является отдельным Божественным Существом, отличным от Отца и Сына и равнозначным Им? Подтверждается ли это убеждение Библией? Большинство людей могут быть в этом убеждены (даже те, которые не называют себя активными христианами). Но разве правда всегда на стороне большинства?
Однажды я был свидетелем того, как человек потерял дар речи от изумления, узнав, что есть христиане, которые не считают Святой Дух третьим членом Триединого Бога. Затем он рассмеялся при мысли, что кто-то может не знать о Троице! Верить как-то иначе по его понятиям было анафемой! Он удивлялся: «Как можно так заблуждаться?», - не понимая, что это он заблуждается.
Давайте посмотрим, что говорит о Святом Духе Библия. Надеюсь, вы готовы исследовать и удивляться.
Святой Дух
Обещание сошествия Святого Духа (Лк.24:49) впервые встречается в Библии в Ветхом Завете. Ветхозаветные пророки сокрушались по поводу духовной неспособности Израиля жить по Божьему закону. Эта неспособность привела к падению нации и жестокому Вавилонскому плену. Бог печалился о том, что они не были другого духа:
О, если бы сердце их было таково, чтобы они боялись Меня и всегда соблюдали заповеди Мои, дабы хорошо было им и детям их вовек! (Втор.5:29)
История Израиля - это история падения. Таков неизбежный результат пути, который избрало человечество – своего пути, без руководства Божьего Духа. Человек нуждался в новом, святом духе - Духе Бога. Всевышний сказал Иезекиилю, что придет время и Он даст человеку Свой Дух. Вот как Иезекииль передал эти слова Бога:
Я окроплю вас чистой водой, и будете чисты; очищу вас от всех ваших скверн и от всех ваших идолов; дам вам новое сердце и вложу в вас новый дух; удалю из вас ваше каменное сердце и дам вам сердце из плоти [мягкое, покорное]. И вложу в вас Мой Дух и сделаю так, что вы будете следовать Моим заповедям и тщательно соблюдать Мои законы (Иез.36:25-27).
Иезекииль пророчествовал, что Иегова (Вечный Бог) вложит в них Свой Дух. Бог назвал этот Дух: «МОЙ Дух».
Существуют две основные школы мысли о том кто такой Иегова и о существовании Христа прежде Его рождения во плоти как Исуса (Ин.17:5). Исус пришел от Отца (Ин.8:16). Но поскольку Он был на земле, а Отец на небе, то (с человеческой точки зрения) Он не был Отцом. Отец был отдельным, или, - во всяком случае, - отличным от Христа. Хотя, разумеется, они были едины мыслями и ‘душой’ (Ин.8:16, 28-29).
До Своего рождения во плоти Исус существовал как великое Духовное Существо. Он сотворил все сущее (Ин.1:1-3, 14; Кол.1:16). Он являлся частью Бога Творца, который в Бытии 1:1 называется древнееврейским словом ‘Элохим’ (особая множественная форма Всевышнего Бога).
В этом христологическом споре одни делают вывод, что Исус и был тот самый Иегова. (Древнееврейское имя Бога Иегова в английских переводах Библии передается словом ГОСПОДЬ, в отличие от слова Господь, передающего другое древнееврейское слово Адонай.) Другие приходят к заключению, что Иегова - Тот, кого Исус открыл людям, как Отца. Похоже, что в Библии есть достаточно свидетельств в поддержку обоих утверждений. Стоит ли этому удивляться, если Исус сказал: «Я и Отец – Одно»! (Ин.10:30)
Однако надо отметить, что Исус не сказал: «Я, Мой Отец и Святой Дух – Одно». Он также не сказал (Ин.5:36): «Отец и Святой Дух послали Меня». Он сказал, что пришел от имени Отца, а не от имени Отца и Святого Духа (Ин.5:43). Но почему, если Святой Дух является отдельной третьей персоной Бога-Элохим, наравне с Отцом и Сыном?
Вернемся к пророчеству Иезекииля. Он сказал, что Иегова назвал Святой Дух «Мой Дух». Итак, это Дух Иеговы. Но кто такой Иегова – Отец или Сын? Тут некоторые ответят: «Он принадлежит обоим. Он – Дух и Отца, и Сына.»
Совершенно верно! Я с вами соглашусь. Библия указывает, что Святой Дух принадлежат и Отцу, и Сыну. Но чтобы из этого сделать вывод, что Дух является Третьей сущностью (‘персоной’) Троицы, надо сойти с рельс логики. Надо неверно понимать Слово Бога, ибо Бог такого не говорит. Контекст, в котором Бог говорит о Своем Духе, не указывает на третью ‘персону’.
Позвольте объяснить. В вас есть дух. Без него вы не имели бы жизни и не функционировали бы как живое существо. Павел упоминает наш дух в первом послании Коринфянам 2:11. Ваш дух является частью вас. Это не дух какого-то другого человека, и не отдельное существо. Вы можете рассматривать эту часть, как себя истинного, самую существенную часть себя. Но он не является другим, отдельным (отличным) от вас существом. Единственное отличие состоит в том, что он - дух, тогда как ваше тело – материя. И все-таки он – все тот же ‘вы’. Ваш дух определяет вашу индивидуальность, ваш характер и личные черты. Это ядро вашей натуры.
Так же и Бог, с той лишь разницей, что Он не нуждается в физическом теле. В том же стихе Павел связывает Божий Дух с духом человека. Ваш дух дает вам способности разума. Дух же Бога дает способности небесного разума. Он дает духовное разумение, духовную интуицию на гораздо более высоком уровне, чем уровень нашего физического существования (1Кор.2:13). С Божьим Духом мы имеем ум Христа (там же, ст.16).
Очевидно, что Святой Дух - это ум Христа, Дух Христа. Он же – Дух Бога. Павел называет Святой Дух Божьим Духом в стихе 10. Затем, в главе 3 Павел напоминает коринфянам: «Разве не знаете, что вы сами есть храм Божий, и что Дух Божий живет в вас?» (1Кор.3:16)
Для некоторых это настоящая загадка, духовная головоломка: «Как может Дух быть одновременно Духом Христа и Бога?» Для нашего физически настроенного ума это не вполне постижимо. Но ведь еще труднее представить себе Святой Дух третьей персоной Бога!
Божий Дух – это…
Исус сравнивал Дух с воздухом. Он говорил Никодиму:
Ветер веет куда хочет. Ты слышишь его звук, но не знаешь, откуда он приходит и куда уходит. Так же бывает со всяким рожденным от Духа (Ин.3:8).
Нельзя увидеть ветер, как нельзя разделить его на части. То же самое справедливо сказать о Боге и Его Духе. Это Дух Отца, и одновременно – Дух Исуса.
В Библии не сказано, что Исус был зачат Отцом, когда пришел в этот мир. Он был зачат Святым Духом. Ангел Гавриил сообщил Марии: «Святой Дух найдет на тебя» (Лк.1:35). Однако мы знаем, что Исус был порожден только Отцом (Ин.3:16).
Если бы Святой Дух был отдельной Сущностью (Существом) Триединого Бога, то Он был бы важнее Отца, потому что именно Он совершил физическое зачатие Исуса. Более того, если бы Святой Дух был отдельной ‘личностью’ Троицы, то Исус был бы назван Сыном Святого Духа. И именно Святого Духа Он называл бы тогда Своим Отцом.
На самом деле, Исус знал, что Отец есть Святой Дух. Точнее, наоборот: Святой Дух есть Отец, - но не в том смысле, в котором вы могли подумать. Святой Дух не является отдельной личностью (Сущностью или Существом) Бога. В данном случае, это была манифестация силы Бога (Лк.1:35). Дух сошел от Отца и произвел зачатие Исуса в утробе Его земной матери Марии (Мф.1:18,20).
Отцом Исуса был Всемогущий Бог вселенной. Исус был Сыном Своего небесного Отца. Поэтому Он назывался Сыном Бога (Лк.1:35). Но если бы концепция Троицы была верна, и Святой Дух был равнозначной личностью Бога, то Исус назывался бы Сыном Святого Духа!
Аналогичным образом, мы называемся детьми или сынами Бога (Рим.8:16; 1Ин.3:1-2,10). Нигде не именуемся мы сынами (или детьми) Святого Духа. А ведь мы зачаты именно Святым Духом. Здравомыслящему человеку должно быть ясно, что Святой Дух есть Дух Бога, нашего Отца, подобно тому как наш дух есть часть нас. Поэтому, когда Он вкладывает в нас Свой Дух, меняя наше черствое сердце, мы становимся Его детьми.
Святой Дух - это также Дух Христа. Исус – первенец из мертвых (Отк.1:5). Он - наш старший брат. Через живущий в Нем Святой Дух Отца Он приобрел черты Бога в своей земной жизни.
Очень личный Дух
Святой Дух передает силу Бога. Это правда. Но это еще далеко не все. Он выражает природу Бога, Его любовь, Его свойства, Его индивидуальность, Его характер – собственно, всё то, что мы должны узнать и выяснить о Боге в своей земной жизни, стремясь стать такими же. Возможно, по этой причине многие христиане, действуя из лучших побуждений, восприняли теорию Троицы и поверили, что Святой Дух является ее отдельной личностью.
Имеющим близкие отношения с Богом верующим Святой Дух действительно кажется личностью. Однако на самом деле личность, с которой они встречаются, является Бог, которого Исус хотел нам представить. Исус говорил: «Всякий кто видел Меня, видел Отца» (Ин.14:9). Это Отец был в Исусе (там же, ст.10). Исус был исполнен Святого Духа без меры (Ин.3:34). Это был Дух Его Отца: «Отец во Мне» (Ин.14: 11).
От начала и до конца евангелия от Иоанна мы читаем о том, как Исус рассказывал об уникальных отношениях со Своим Отцом. В этом евангелии находим 118 упоминаний об Отце, - намного больше, чем в любом другом синоптическом евангелии. Мы читаем: «Отец Мой и Я…»; «Отец любит Сына…»; «Я и Мой Отец – одно…»; «Я говорю то, что велит Мне Мой Отец…», и т.д. Нигде в этих текстах не говорится о равенстве Святого Духа, как отдельной особы Бога. Исус даже не упоминает его в этих случаях. Если бы Святой Дух был отличной от Отца и равнозначной Ему сущностью Бога, то этим неупоминанием Исус оскорблял бы ‘Его’. Ведь Святой Дух зачал Его! Исус был бы виновен в непочтении к Своему родителю и богохульстве. Он согрешил бы. Но мы знаем, что Исус был безгрешен. Поэтому простая логика должна говорить нам, что Святой Дух не может быть третьей персоной (особой) Бога.
Более того, Исус описывает Святой Дух в главе 7 Иоанна так, как не говорят о личности. Он сравнивает Святой Дух с водой:
Если кто жаждет, пусть придет ко Мне и пьет [пусть придет к Исусу, а не к Святому Духу]. Кто верит в Меня, из того, как сказано в Писании, польются потоки живой воды. Это Он сказал о Духе… (Ин.7:37-39).
Вода течет. Ее можно изливать. Вода утоляет жажду. Вода наполняет пустые сосуды. Все эти качества описаны Исусом в связи со Святым Духом. Они больше подходят для описания характерных свойств, чем отдельной личности.
Когда в день Пятидесятницы происходило излияние Святого Духа, неужели Отец и Сын сидели и смотрели, как Святой Дух изливает Себя на учеников? Понятно, что мы все испытываем трудности, пытаясь точно передать духовные реалии, основываясь на физическом опыте. Но я пользуюсь этим приемом для того, чтобы проиллюстрировать суть вопроса.
Писание нигде не выражает свойственное современной христианской теологии представление о Святом Духе, как о третьей персоне Божества! Это должно заставить нас подвергнуть серьезной проверке данное традиционное учение Церкви. На деле, концепция Троицы утвердилась в теологических кругах только в четвертом веке НЭ. К тому времени ересь так глубоко укоренилась в Церкви, что она стала резко отличаться по своему характеру от той Церкви, которую основал Исус.
Бог изливает от Своего Духа
Мы увидели, что Отец пребывал в Исусе. Он пребывал в Сыне посредством Святого Духа. Это был Его Дух, который пришел от Него.
Бог – Создатель (или Творец) всей жизни. Жизнь происходит от Его Духа. Если бы вы имели силу сотворить другого человека и дать ему жизнь, вы сделали бы это, передав вашему творению частицу своего жизнедающего духа. То, что вы в таком случае отдали бы, было бы частью вас. Она пришла бы от вас, давая жизнь и энергию другому существу.
Так случилось в день первой новозаветной Пятидесятницы. Святой Дух был излит на собравшихся вместе учеников (Деян.2). Важно отметить, что греческий оригинал стиха 17 передает нюанс первичного пророчества Иоиля:
В последние дни, говорит Бог, Я изолью от Духа Моего на всех людей…(Иоиль 2:28).
Это буквальное значение оригинала. Бог не изливает ‘особу’ или персону. Он изливает нечто ценное. Более того, Он изливает только часть этого ценного, а не все. Текст пророчества говорит, что Он изливает не Свой Дух, а от Своего Духа. Бог щедро изливает от Своего Духа, но у Него остается неизмеримо больше.
Характерные свойства Бога
Обзор текстов Нового Завета открывает больше об этой тайне Отцовского дара Церкви Исуса. Святой Дух изливается для того, чтобы мы его впитали. Он создает в нас характерные свойства Бога.
Святой Дух есть соединение всех Божьих характеристик и способностей. Вот какими словами Он описывается в разных текстах Нового Завета:
Во всех этих случаях Святой Дух описывается как средство, с помощью которого Бог работает с нами. Нигде в Новом Завете Святой Дух не описывается так, как описывают персону (лицо, особу, личность, индивидуальность), за исключением допустимых форм литературной персонификации.
Все вышеприведенные описания Святого духа являются элементами, чертами, характеристиками, качествами, функциями или описаниями, относящимися к Отцу и Сыну. Никоим образом они не предназначены для передачи присутствия иного лица в Боге.
У некоторых читателей может возникнуть естественный вопрос о том, почему тогда Святой Дух называется Утешителем или Советником, которого Исус обещал послать перед Своим уходом в главе 14 Евангелия от Иоанна. Мы вернемся к этому вопросу позднее и ответим на него.
Дух Отца и Сына
Авторы новозаветных писаний явно не были сторонниками концепции, согласно которой Святой Дух является равноправным третьим лицом так называемой Троицы. Апостол Павел ни разу не упоминает Святой Дух как члена Триединого Бога во вступительной части своих посланий. Он всегда приветствовал церкви во имя Исуса Христа и Бога Отца, и ни разу – во имя Святого Духа! (Проверьте сами: Рим.1:7; 1Кор.1:1-3; 2Кор.1:2; Гал.1:1; Еф.1:2; Фил.1:2; Кол.1:1-4; 1Фес.1:1; 2Фес.1:1; 1Тим.1:2; 2Тим.1:2; Тит.1:4; Филимону 1:3.)
Так же и Петр упоминает только Отца и Сына в 1Петра 1:3 и 2 Петра 1:2. Его упоминание Духа в 1Петра 1:2 в контексте относится к работе Отца.
Любопытно, многие ли верующие задумывались о серьезности этих фактов? Ведь если Святой Дух является третьим лицом, равным Отцу и Сыну, то, пропуская Его в своих славословиях, апостолы совершали богохульство!
Иоанн описывает только Отца и Сына в 1Иоанна 1:3. Эти его слова относятся к собраниям верующих. Однако он не упоминает Святого Духа. Но ведь в своем Евангелии Иоанн записал, что наше общение происходит со Святым Духом (Ин.14:17).
Есть только одно правомерное объяснение всем этим фактам: Святой Дух - это Дух, который изливается от Отца и Сына, а не отдельная личность в Троице!
Поразмыслите над следующим. Нигде в Библии мы не находим указания молиться Святому Духу. Однако нам сказано молиться Отцу (Мф.6:6,9). Мы также можем просить Исуса во имя Его о чем угодно, и Он обещает это исполнить (Ин.14:14).
Почему же мы не можем молиться Святому Духу, если ‘Он’ равнозначен Отцу и Сыну? Особенно, поскольку ‘Он’ нас учит, ведет, и дает нам откровения?
Если бы Святой Дух был равнозначным Отцу и Сыну лицом (особой, сущностью) Всемогущего Бога, то имело бы не меньший (если не больший) смысл молиться Ему!
«Он» или оно?
В большинстве английских переводов Библии в отношении Святого Духа используется личное местоимение мужского рода ‘он’. Однако в греческом оригинале относящееся к Святому Духу местоимение (ekinos, № G1565 в словаре Стронга) - среднего рода. Переводить это слово личным местоимением мужского рода в английском языке некорректно с точки зрения грамматики…
[В английском языке только имеющие интеллект живые существа (человек и выше) могут быть женского или мужского рода. Предметы, явления и даже животные (за исключением случаев персонификации) относятся к среднему роду и выражаются местоимением it – «оно». Прим. переводчика.]
Используя местоимение «он» вместо «оно» на английском языке, переводчики персонифицировали Дух, тогда как греческие тексты не выражали такого намерения. Точный буквальный перевод с греческого языка на английский (например, Согласованный Буквальный Новый Завет) использует слово «оно» по отношению к Святому Духу.
В своем первом послании апостол Иоанн упоминает помазание, которое Бог дал нам для защиты, чтобы мы не были обмануты антихристом. В 1Иоанна 2:22 он говорит, что антихрист отрицает Отца и Сына. Здесь нет упоминания об отрицании Святого Духа. Иоанн знал, что Святой Дух является Духом как Отца, так и Сына. Поэтому упоминать Святой Дух в этом контексте было излишне.
Иоанн также описывает пребывание в Сыне и Отце (там же, ст.24). И снова он не упоминает здесь о Святом Духе. Однако нам совершенно ясно, что это касается и Святого Духа, потому что далее он говорит: «…помазание, которое вы получили от Него [Отца] пребывает в вас»… и «…Его помазание учит вас…» (1Ин.2:27) Затем Иоанн ясно говорит: «…то чему оно научило вас…» Он не говорит здесь о Духе: «…чему Он научил вас».
Иоанн знал, что Святой Дух пришел от Отца и использовался Им совместно с Сыном, являясь силой, помазанием, проводником, посредством которого Бог взаимодействует с человечеством. Это не отдельная личность.
Метафоры, которые используются для того, чтобы изображать и символизировать Святой Дух таковы: вода (Лк.3:16), ветер (Ин.3:8; Деян.2:2), масло (Мф.25:3), огонь (Лк.3:16; Деян.2:3) и голубь (Мк.1:10).
Дух Божий изливается (Деян.2:17,33). Он течет (Ин.7:38-39). Он исходит от Отца и Сына (Ин.15:26). Это Дух Христа и Бога (Рим.8:9-10). Он несет мир, как голубь (Ин.14:27) и силу, как ветер (Деян.2:2). Он освежает, как холодная вода в жаркий полдень (Деян.3:19; 2:38). Он дает свет и пищу, подобно оливковому маслу.
СВЯТОЙ ДУХ ЕСТЬ СРЕДСТВО ДЛЯ РАБОТЫ БОГА С ЧЕЛОВЕКОМ. Это не Бог, хотя и часть Его. Это помазание, сила, природа Бога. Святой Дух выражает любовь Бога и Его истину. Он может дать человеку все, чего у него нет. Это сама сущность Бога. Святой Дух заключает в себе и передает человеку само сердце Бога.
Бог Отец имеет очень яркую индивидуальность. И Святой Дух выражает все прекрасные черты Его характера. Божья любовь, Его сострадательность, Его юмор и эмоции - все это передается Его Духом. Поэтому неудивительно, что те люди, которые испытали эти свойства Бога лично, умозаключали, что общались с личностью Святого Духа. Однако Дух является не третьей особой Бога, но личностью Отца и Сына, которые Одно, почти во всех отношениях.
Поэтому использование местоимения «Он» в английском переводе [отношение к Духу как к личности] кажется разумным и соответствующим при описании Святого Духа. Мне кажется, что было бы неверно пытаться установить жесткое правило, настаивая, что мы всегда должны описывать Святой Дух, как «оно» [не как личность]. Оба варианта имеют свои достоинства и недостатки… Давайте не будем критиковать других за их выбор в этом вопросе. Оба варианта могут быть правильными в зависимости от контекста и ситуации.
Утешитель
Повторю: Святой Дух – это помазание, сила, природа Бога. Святой Дух выражает любовь Бога и Его истину. Он может дать человеку все то, чего ему недостает. Это сама сущность Бога, которая воплощает и передает человеку сердце Бога.
Возможно, теперь мы можем лучше понять, почему Исус персонифицировал Святой Дух, как Утешителя (Ин.14).
Исус описывал Себя как конечное выражение Божьей истины в познании смертных (Ин.14:6). Эта истина дает человеку свободу (Ин.8:32). Он принес нам освобождение от порабощения грехом. Он удовлетворяет сокровенные желания и стремления человеческой души. Он приносит покой, утешение, помощь, поддержку, победу.
Ученики нашли в Исусе исполнение своих духовных нужд и желаний. Они постоянно следовали за Ним на протяжении трех с половиной лет. Но пришло время когда Исус должен был оставить их. Он должен был умереть. Что им было делать? Как им было это перенести?
Он старался приготовить их к этому страшному удару - к тому, что все их надежды и мечты рухнут. Им предстояло стать свидетелями Его ужасной смерти. Это могло пошатнуть их веру, если бы они не имели другой надежды, на которую могли опереться.
Исус утешил их обещанием, что, хотя Он покидает их, они не останутся одни. Он пошлет им Утешителя, который будет с ними всегда, - как Он всегда был с ними во плоти на протяжении трех с половиной лет.
Многие не поняли, что этот Утешитель не был третьей особой Троицы, но Духом Исуса. Это был все тот же Исус, только незримый. Это была часть Его самого.
Обратите внимание на Его слова:
Я попрошу Отца, и Он даст вам другого Утешителя, чтобы был с вами всегда - Духа истины… (Ин.14:16-17) Вы знаете Его, ибо Он живет с вами и будет в вас. Не оставлю вас неутешными (сиротами), приду к вам (ст.17-18).
Исус говорил, что Сам придет к ним, но в другой форме. В будущем они не смогут видеть Его и следовать за Ним физически. Они должны будут научиться ходить с ним духовно. Незримый, Исус не стал от этого менее реальным!
Это был огромный шаг вперед. Прежде, они еще не впитали в себя Его Дух. Перемены были довольно поверхностными. Но теперь они должны были испить Его, посредством Духа. Это должно было вызвать потрясающее осознание:
В тот день вы поймете, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас (Ин.14:20).
Вот истинная Троица: Отец, Сын и Невеста Христова. Его Невеста должна приготовить себя (Отк.19:7). Поэтому она должна впитать Его Дух!
После этого, чтобы напомнить ученикам, что Он с Отцом одно, Он сказал:
…Мы придем к нему и сотворим нашу обитель с ним (Ин. 14:23).
Святой Дух – не отдельная личность. Это Дух, посланный от Бога Отца через Христа – Сына, чтобы сотворить в нас Его обитель. Для учеников это было великим откровением! Это породило в них откровение, которого они никогда прежде не знали (Ин.14:26).
Каждый верующий человек нуждается в потрясающем личном опыте подобного рода – откровении Святого Духа в себе. Это так утешает, очищает и укрепляет!
Враждебное отношение к восстановленной истине
В этом вопросе, - как и в некоторых других важнейших моментах истины, - большинство христиан было введено в заблуждение. Это может оказаться для вас неожиданным и даже шокирующим открытием. Оглядываясь на опыт прошлого, легко увидеть, как трудно изменить однажды воспринятое ошибочное представление после того, как оно утвердилось. Чем старше дерево, тем глубже его корни, и тем труднее его искоренить.
Когда воспринявший неверное понятие верующий читает Божье Слово, он трактует или рассматривает его значение с точки зрения утвердившегося в нем предубеждения. Его предубеждение ошибочно. Но ведь человек убежден, что оно верно, и поэтому он вкладывает в библейские тексты значение, которого там нет, и обманывает себя, что Библия говорит то, чего она не говорит. (Лишь единицы готовы признать, что они могут ошибаться, и подвергнуть серьезной проверке устоявшиеся взгляды.) Человек делает это непреднамеренно, но неизбежно. Заблуждающийся человек не ведает о своем заблуждении. Поэтому он не поддает сомнению свои ошибочные взгляды. Кто же сомневается, не думая, что может ошибаться?!
Однажды я призвал известного и уважаемого в нашей стране евангелиста исследовать этот вопрос и развенчать мифы о Святом Духе. Я написал ему и представил свидетельства того, что идея Троицы не соответствует Библии и была вымышлена теологами, - или возможно, правильнее было бы назвать их теомагами. (Главные моменты этого письма приведены в разделе «Развенчание мифа Троицы».) Ибо эта концепция была плодом их воображения и была навязана Церкви продажным Церковным Собором 325 года.
Ответ, который я получил от этого евангелиста, был настолько предубежденным, что даже отражал враждебность! Меня весьма опечалило такое выражение откровенной предвзятости. Он не стал утруждаться исследованиями и проверкой моих утверждений, что подавляющее большинство христиан были введены в заблуждение и поверили лжи. Он легковесно отверг без проверки все свидетельства и доказательства из Библии, которые я ему представил, и заявил, что я могу забыть о каком-либо общении с его службой, если не готов принять, что Святой Дух является третьей персоной Троицы. (Видимо он считает, что общение с его службой почти так же ценно и важно, как общение с Богом!)
К сожалению, такая реакция типична для большинства. Очень многие предпочитают следовать церковной традиции, - даже если традиция явно противоречит Библии, - а не искать истины. Этот евангелист счел меня еретиком только потому, что я поставил под сомнение традицию.
Я часто вспоминаю о том, как много раз Исус (а также многие пророки до Него) в Своем служении подвергал критике традиции иудеев. Полторы тысячи лет спустя реформисты-протестанты бросили вызов католическим догмам, невежеству и суеверию. Затем, во времена нашей юности, появились харизматы, которые тоже внесли в Церковь свежую струю реформации. И сегодня работа Илии продолжается. Возвращение Исуса еще не произошло. И до тех пор, пока Он не придет, ‘Илия’ будет неуклонно исполнять Свое задание реформации и трансформации Церкви.
Всем укоренившимся ложным представлениям будет брошен вызов! Только тогда завершится работа ‘Илии’. Дела пророков Ваала будут посрамлены. Камня на камне не останется от их лжеучений!
Однако будем помнить, что все радикальные реформаторы были крайне непопулярны в свое время. Пахарь, пашущий целину, всегда чувствует твердость и сопротивление почвы.
Сопротивление ‘новой’ истине свойственно утвердившимся церковным организациям. Почему так? Почему церковные лидеры и многие ‘рядовые’ члены не готовы подвергнуть свои традиции тщательной проверке и исследованию? Почему они неизменно защищают от исследования свои драгоценные традиции?
Неужели их удерживает гордыня? Неужели они сотворили себе идола из церковной традиции? Мы всегда должны быть готовы двигаться дальше, к новым высотам понимания.
Числовое значение греческого слова ‘традиция’ равно 666! Традиция может не только удерживать вас от продвижения вперед. Сознательно держась за традицию, человек обрекает себя на клеймо Сатаны (Отк.13:18). Если не отвергнет его. Традиции человека противоречат Божьим.
Исус призывает всех нас выйти из Вавилонских традиций, которые Церковь унаследовала от своего прошлого (Отк.18:1-4). Но многие ли верующие понимают это? Многие ли хотят понять?
Согласно притче Исуса о Десяти Девах (Мф.25:1-13), вся Церковь сейчас спит (ст.5). Одна область, в которой большинство дремлет – это понимание библейского учения и истины.
Исус посылает Своих пророков, чтобы они будили Церковь там, где она спит. Раздается пророческий «крик» (Мф.25:6), но многие ли прислушиваются? «Смотрите, не отвергайте говорящего» (Евр.12:25). Принимающий посланного Исусом принимает Исуса; и принимающий пророка получает награду пророка (Мф.10:40-41).
Бог еще не завершил Свое приготовление Церкви. Когда Бог снова начнет действовать Своим Духом среди вас, не думайте, что вы автоматически осознаете и поймете Его деяния. Слишком часто именно обманщик бывает принят, и принявший обманут. Обманщик часто приходит под видом ангела света, а приносящий откровение кажется самозванцем!
Когда придет истинный Автор Откровения, узнаете ли вы Его? Продвинетесь ли в вашем понимании, или по-прежнему будете держаться за ложную традицию?
Работа и функции Святого Духа объясняются в публикации ММ Введение в дары Духа.
Относительно Святого Духа, задумайтесь над следующим
Известный евангелист и учитель Библии Кеннет Хейгин как-то сказал: «Можно прочитать Библию от корки до корки, не увидев того, что в ней написано». Так бывает, когда мы читаем ее с предубеждением относительно любого библейского вопроса. Если мы не обращаемся к Библии, как малые дети - с совершенно беспристрастным умом, - мы непременно пропускаем некоторые из заключенных в ней жемчужин. К сожалению, человек может быть уверен, что обращается к Слову Бога, как малое дитя, даже не замечая своих предубеждений – неверных представлений, которые он усвоил от других.
В предшествующей статье (Что говорит Библия о Святом Духе) говорится о вещах, которые вы могли раньше не понимать. В этом кратком обозрении мы представляем другие отрывки Писания, которые не рассматриваются в предыдущей статье. Они указывают на тот факт, что Бог в настоящее время состоит из Отца и Сына.
Иоанна 1:1-3 описывает это начало. Два существа участвовали в этом: Бог (Отец) и Логос (Слово), который позже стал Исусом. Здесь, как и в Бытии, в творении не упоминается Святой Дух.
Через Исуса все сотворенное было сотворено (Ин.1:3,14; Кол.1:16). Ясно, что Они оба и были Духом. Сравнительный анализ этих текстов показывает, что Дух не является третьей персоной Троицы.
Мы крестимся в Его имя – в Бога. Иными словами, это означает, что мы должны перестать быть такими, какими были прежде, и стать подобными Богу. Тогда как Отец и Сын могут рассматриваться как два отчетливо различимых Существа Бога, Дух является их силой, средством, действующим фактором Его работы с нами (2Кор.13:14), а не отдельным Существом.
Разоблачение мифа о Троице
Ниже приведены основные пункты двух писем, которые я написал ведущему лидеру харизматов и нескольким другим видным евангелистам. Истина, которую я пытался им представить о Святом Духе, была полностью проигнорирована! Одно дело доказать ошибочность концепции, и совершенно другое дело – проигнорировать ее! Пришло время Церкви радикально пересмотреть традиционное учение о Троице.
«Ибо есть три, которые свидетельствуют на небе - Отец, Слово, и Святой Дух: и эти три есть одно. И три, которые свидетельствуют на земле – Дух и вода и кровь: и эти три согласны в одном.»
Слова, которые выделены полужирным курсивом, находим в оригинальном тексте на греческом языке. Все остальные слова были незаконно добавлены переводчиками, которые пытались создать доказательства в поддержку своих предубеждений.
Почему Он персонифицировал Дух? Мы должны помнить, что Исус старался предоставить ученикам, которые до этого постоянно находились с Ним (день и ночь, на протяжении трех с половиной лет), надежное утешение. Они еще не осознавали по-настоящему, что Он должен был вдруг умереть ужаснейшей смертью. Эта смерть должна была потрясти их и парализовать страхом. Исус хотел их приготовить.
Они чувствовали себя вполне безопасными и утешенными, когда Исус пребывал среди них (физически, как человек). Он был для них ФИЗИЧЕСКОЙ реальностью. Поэтому они нуждались в таком же реальном утешении, чтобы пережить яростные атаки врага в ближайшем будущем. Говоря о Духе в таких выражениях, Исус давал им это важное ободрение. Физически уходя, Он обещал оставаться с ними – но только в духовной форме.
Концепция Троицы происходит из язычества. Она родилась в Вавилоне, а позднее была воспринята другими религиями на огромных просторах от Ассирии до Сибири, Индии, Европы и Японии.
Многие из ее дочерей (церквей) еще не вышли в полной мере из ее неверных обычаев, как призывает Бог (Отк.18:4). Доктрина Троицы – всего лишь одно из многих ложных учений, являющихся результатом утонченного синкретизма.
Концепции и обычаи, воспринятые многими христианами как истинно христианские, на самом деле таковыми не являются. Нам еще из многого надо «выйти».
Церковь нуждается в очищении. Пришло время Девам поправить светильники свои (Мф.25:7).
Троица в языческих религиях
Доктрина Троицы - Бога в трех лицах, - была принята и стала частью ‘христианской’ философии двести с лишком лет спустя после смерти апостолов. Это ложное учение было официально одобрено и принято Никейским Собором 325-го года.
В Ветхом Завете Бог открыл Себя как Единый Бог, хотя и с указанием на множественное число в древнееврейском слове Элохим (Быт.1:1). ‘Он’ говорил со Своим народом, но других встреч с Богом у них почти не случалось. Иоанн в своем Евангелии описывает это общение с человеком через Существо, которое он называет Логосом – Словом (Ин.1:1).
Через Исуса Христа (который и есть Логос) Бог обращается к нам в наше время (Евр.1:2). Покидая этот мир физически, Исус дал нам Свой Святой Дух, который должен пребывать с нами и в нас. Ученики понимали, что Дух был не отдельным существом, а способом достижения новых взаимоотношений с Богом – более глубоких, более значимых взаимоотношений.
В Энциклопедии Пеарса (89 издание) упоминается, что раннее Христианство принимало истину, что Логос есть Христос. Но языческие верования постепенно смешивались с христианской истиной, и этот синкретизм стал нормой для широкой Церкви.
«…стали придерживаться взгляда, что сила божественного происхождения пронизывает вселенную [верно, это сила Христа: Кол.1:16-17; Еф.1:23], а именно – Святой Дух. Необходимо было выработать теорию, которая объясняла бы взаимоотношения этих [предполагаемых] трех сущностей. Отсюда и возникла концепция Троицы.» (Энциклопедия Пеарса, J23.)
Обратите внимание на то, что эта концепция пришла извне. Она не являлась частью ранней (истинной) христианской традиции. Она возникла в язычестве!
Концепция Троицы возникла в древнем Вавилоне (Халдее). Это верование разделяли египтяне, ассирийцы и многие другие языческие народы. Она дала начало возникновению Индуизма; ее можно проследить и в Буддизме.
Троица была фундаментальным понятием Вавилонских Тайн – религиозной традиции халдеев. Бог призвал Авраама из халдейского Ура (Быт.15:7).
Александр Хислоп пишет:
«…Фундаментальный принцип Тайн… признавал только Ахада - ‘Одного Бога’. Поскольку Ахад был Триединым, (когда Вавилонская Тайна Беззакония оформилась) это оставляло место для трех различных ФОРМ божества – Отца, Матери и Сына…» (Александр Хислоп, Два Вавилона, ст. 302.)
Римский Католицизм [а равно и Восточное Православие – прим. переводчика] увековечил этот миф, обожествив деву Марию, мать Исуса. Она была человеком, а не божеством. Но папская ересь обожествила ее до положения матери Бога.
«Таким безусловно идолопоклонским было вавилонское признание Божественного единства, что Иегова, Живой Бог, сурово осудил Свой собственный народ за любое проявление поддержки ему: ‘Те, которые освящают себя и очищают себя в рощах по обрядам АХАДА, едят свиное мясо, и мерзость, и мышей, будут все уничтожены’ (Ис.66:17). В единстве этого вавилонского бога Ахада было три персоны, а символом этой доктрины Троицы они сделали, как доказывают находки Лайарда, равносторонний треугольник. Всем известно, что Римская Церковь делает то же самое сегодня» (там же, ст.16).
Александр Хислоп добавляет сноску о находке Лайарда, о которой он пишет в своей книге Вавилон и Нинева на странице 605, что «Египтяне тоже использовали треугольник как символ своего ‘существующего в трех формах божества’».
Египетские пирамиды были памятниками, которые строились согласно точным астрономическим и астрологическим описаниям в соответствии с их языческими верованиями. Пирамида имеет три стороны, являющиеся равносторонними треугольниками. Какое другое строение могло быть лучшим физическим символом языческого понятия этой Вавилонской троицы?
В нашей западной ‛Христианской’ цивилизации мы можем думать, что уже вышли из ‘Вавилона’. Однако долларовая купюра США на одной стороне по-прежнему имеет изображение пирамиды с подписью «Novus Ordo Seclorum» (Новый Мировой Порядок). При этом над словом One читаем: «In God we trust» (Богу верим мы). Хочется спросить: «Какому богу?»
Религия Индуизма проповедует триаду: Брахма, Вишну и Шива. Брахма (творец) считается верховной божественной реальностью. Вишну считается в этой религии верховным божеством и спасителем, а также вторым членом триады. (Кришна считается инкарнацией Вишну.) Шива довершает эту троицу. Это божество ассоциируется с силами размножения и разрушения.
По поводу представления Бога символом равностороннего треугольника Хислоп комментирует: «Подобное сравнение крайне унизительно для Царя Вечного; оно приспособлено исключительно для того, чтобы совращать разум тех, кто размышляет над этим, словно существует или может быть какое-то сходство между такой фигурой и Тем, кто сказал: ‘Итак, кому уподобите вы Бога, и какое подобие найдете Ему?’» (Два Вавилона, ст.17)
«Папство в некоторых своих церквах, как например, в монастыре так называемых Тринитариев Мадрида, имеет изображение Триединого Бога с тремя головами на одном теле. Вавилоняне имели нечто подобное. В своем последнем труде г-н Лайард предоставил изображение такого триединого божества, которому поклонялись в древней Ассирии.» (Там же.)
В качестве доказательства Хислоп приводит два изображения – одно из ассирийской живописи, другое из Сибири. Последнее, «еще одно божество, которому поклонялись язычники Сибири, - скопировано с медали в Имперском Кабинете в Санкт-Петербурге и воспроизводится в Иафете Парсона. Три головы расположены тут иначе, чем в образце Лайарда, но оба изображения, несомненно, предназначены символизировать одну и ту же великую истину, хотя все подобные изображения Троицы неизбежно и совершенно обесценивают концепции тех среди кого они преобладают, в отношении высочайшей тайны нашей веры.» (Там же.)
Вот именно! Интересно, многие ли христиане понимают что, даже если бы концепция Троицы была истинной в смысле трех лиц, они не могут быть равнозначны. Исус сказал: «Отец более велик, чем Я» (Ин.14:28). Он более велик, чем все остальные (Ин.10:29).
Большинство христиан легкомысленно поверили тому, что эта фундаментальная доктрина истинна, не подвергая ее серьезной проверке по Библии. Она очень широко распространена, и лишь единицы сомневаются в ее истинности. Но концепция Троицы имеет корни в язычестве. Она не подтверждается Библией.
«В Индии, в одном из древнейших пещерных храмов, аналогично, верховное божество изображено с тремя головами на одном теле, под именем ‘Эко Дева Тримурти’ (Один Бог, три формы). В Японии буддисты поклоняются своему великому божеству Будде, имеющему три головы, в точно такой же форме, под именем ‘Сан Пао Фу’. Все они существовали издревле. Из-под слоя идолослужения видно, что признание Троицы было всеобщим у всех древних народов мира, доказывая, насколько глубоко укоренилась в человечестве эта первобытная доктрина по данному вопросу…
…триединая эмблема верховного ассирийского божества ясно показывает, какой была первоначальная патриархальная вера [выйти из которой Бог призвал Авраама]. Во-первых, голова старика; затем ноль, или круг, символизирующий ‘семя’; и наконец, крылья и хвост птицы (или голубя), показывающий, хоть и богохульно, единство Отца, Сына (Семени), и Святого Духа. Хотя таков изначальный вид, в котором языческое идолослужение изображало Триединого Бога [даже Хислоп, видевший все эти свидетельства Троицы в язычестве, был введен в заблуждение!], и хотя этот способ изображения дожил до времен Сеннахирима, но существуют доказательства того, что в еще более ранний период произошло очень важное изменение в вавилонских понятиях о божестве; что три лица стали: Вечный Отец, Дух Бога воплощенный в человеческой матери, и Божественный Сын – плод этого воплощения.» (А. Хислоп, Два Вавилона, ст.17-19)
Может возникнуть вопрос: почему эта языческая концепция получила такое распространение? Но разве Сатана не хотел стать Богом? Не является ли эта концепция пережитком его плана самовозвышения?
Малколм Б. Хип
[1] Желающие лично проверить истинность этого утверждения могут обратиться к Подстрочному переводу Библии на русский язык по ссылке: http://www.bible.in.ua/underl/index.htm (примечание Переводчика).
Авторское право 2014
MidnightInAmerica.net