Вы находитесь здесь: Домашняя страница > Литература > Литература Онлайн > Дух, душа? и тело
Дух, душа?
и тело
Малколм Б. Хип
PO Box 29, Aylesbury, HP17 8TL, UK
Авторское право © Midnight Ministries
Первое издание 1993 г.
Дополненное и исправленное издание 2002 г.
Автор не возражает против использования материалов своих работ другими авторами при соблюдении правил цитирования: полное указание источника (с адресом), без внесения изменений в цитируемый текст.
Не для коммерческой перепродажи.
Священное Писание цитируется автором оригинала по нескольким версиям:
NKJV = Новая версия Перевода Короля Джеймса
NIV = Новая Интернациональная Версия.
KJV = Версия Короля Джеймса.
С целью более точной передачи русскому читателю хода аргументации автора, цитированные тексты переведены непосредственно из использованных в оригинале версий переводчиком настоящего труда.
Перевод на русский язык с Божьей помощью М. Томпсон
Какова истина о человеке?
Из каких компонентов мы состоим?
Являемся ли мы сочетанием духа и тела,
или из духа, души и тела?
Что же такое ‘душа’?
Правильное понимание
этого материала поможет читателю понять
другие важные библейские учения,
такие как жизнь после смерти,
бессмертие и ад.
В январе 1988 года на пустынных равнинах Анд, в Боливии, с одной простой безграмотной крестьянкой произошел потрясающий случай. Нативидад Чоквехуанка де Флорес ‘умерла’. Ее дух покинул тело, и она перенеслась на третье небо, где провела три дня, после чего вернулась на землю. Тем не менее, в ее рассказе нигде не фигурировала ‘душа’.
Она испытала подобное тому, что испытал апостол Павел. Он так писал о своем опыте:
Четырнадцать лет назад [я] был восхищен на третье небо. Было ли это в теле или вне тела, я не знаю – Бог знает. Я же знаю, что … был восхищен в Рай. [Я] слышал вещи невыразимые, вещи, которые человеку не дозволено рассказывать (2Кор.12:2-4).
Павел дал краткое свидетельство о том, как был перенесен из физической сферы в духовную. Это было так реально, что он даже не мог сказать, находился ли тогда в своем физическом теле, или нет. Он не почувствовал разницы. Он знал, что это был не сон. Однако, вернувшись в свое физическое тело, он долго размышлял, что же с ним произошло.
Подлинность рассказа Нативидад подтверждается в книге И тогда дух ее вернулся, которую написали о ней авторы А. Вулсли-Вилмсен и Б. Херт-Фремлин. Эта книга подтверждает сравнительно скудную информацию, данную нам в Новом Завете о важнейшей составной человека – духе в нем, - на которую Павел ссылается в первом послании Коринфянам (2:11).
Как Павел так и Нативидад ни разу не упоминают о ‘душе’. (Позже мы поймем, почему.) Именно дух, вложенный в каждого из нас Богом, дает нашему телу жизнь, а нашему мозгу способности, которые люди считают ‘душой’.
Настоящая публикация может стать неожиданной для многих. Некоторым она откроет нечто новое. При ее написании я ставил себе одну цель: кратко проиллюстрировать, как используются в Библии три термина - ‘дух’, ‘душа’ и ‘тело’, - и таким образом показать, что ‘душа’ представляет собой не отдельный элемент, но комбинацию духа и тела.
Дух в человеке
Бог открывает в Своем Слове, что Он вложил в человека дух. Задумайтесь над такими текстами:
Таким образом, Писание с очевидностью показывает, что в человеке есть духовная сущность, которая придает жизнь органическому физическому телу (Иак.2:26; Иов 34:14; Екк.12:7; Лк.8:55). Этот дух придает также другие качества и характеристики, присущие только живым существам, - такие как разум и память (1Кор.2:11; Рим.8:16; Иов 32:8). Мы также покажем в следующем разделе, что дух придает нам такие свойства как чувства, мужество, жизненная позиция (точка зрения) и воля.
Эти качества имеют духовную природу. Они вложены в человека духовным способом. Без ‘человеческого’ духа мы все были бы безжизненными трупами, лишенными чувств, разума, памяти и воли.
Есть также духовная сущность, которая дает жизнь телам животных, придавая им их функцию и место в экосистеме. Однако эта духовная сущность (будь-то в человеке или в животном) не дарует вечной жизни, как будет показано далее.
‘Дух’ в Ветхом Завете
Слово Дух (или дух) в Ветхом Завете происходит от древнееврейского слова, которое произносится [руакх], справочный № 7307 в Словаре древнееврейских слов Стронга. Это слово имеет значение ветер, или по сходству – дыхание. Стронг поясняет, что это слово имеет также следующие метафорические значения: жизнь, гнев, и нематериальность.
Невозможность вполне выразить или передать понятие духа на древнееврейском языке является результатом общечеловеческой неспособности его понять. Мы не видим дух, и, без откровения, не можем постичь его свойства и область действия. Совершенно очевидно, что слово руакх используется в Писании, обозначая Дух Божий. Кроме того, библейское откровение показывает, что в результате действия человеческого духа мы обладаем следующими качествами: эмоции или чувства; отношение (к кому-либо или чему-либо); мужество, воля и намерение; разум и память, или умственные способности; энергия или жизнь.
Как слово руакх переводится в KJV
В английском переводе Библии Версии Короля Джеймса (KJV) слово руакх переводится следующими словами:
Дух (232 раза), ветер (90 раз), дыхание (28 раз), воздух (1 раз), сильный порыв ветра (4 раза), буря (1 раз), ветреный (1 раз), сторона (6 раз), разум (5 раз), прохладный (1 раз), гнев (1 раз), мужество (1 раз), жилище (1 раз), тщетный (2 раза).
Примеры (английский вариант перевода выделен курсивом):
1.Дух Божий
2.Эмоция или чувства
3.Отношение
4.Мужество, воля и решимость
5.Разум, ум, или мысли
6.Энергия, сила или жизнь
В заключение, слово руакх используется также для передачи незримого присутствия злых духов, о котором мы должны знать и помнить. Благодаря духу в нас, мы автоматически вступаем ‘в контакт’ с духовным миром, - как со сферой добра, так и с областью зла. Злые духи влияют на каждого человека в той степени, в которой мы им это позволяем. Они могут влиять на наш разум через мысли. Они могут нас огорчать, используя наше отношение, волю, эмоции и чувства.
7.Злые духи
‘Дух’ в Новом Завете
Греческое слово, использованное в Новом Завете, которое переводится словом ‘дух’, - это слово пнеума. В Словаре Стронга оно записано под номером 4151 и полностью соответствует древнееврейскому слову руакх, № 7307.
Это легко подтверждается простым исследованием. Например, текст Матфея 3:16 цитирует Исайю 11:2. У Исайи 11:2 используется слово руакх, которое у Матфея 3:16 передано словом пнеума.
В версии KJV слово пнеума переводится следующим образом:
дух (151 раз); Дух (137 раз); Святой Дух (89 раз); жизнь (1 раз); ветер (1 раз); духовный дар (1 раз); духовно (1 раз).
Существует полное соответствие между использованием слова руакх в древнееврейском Священном Писании и слова пнеума в греческом Новом Завете. Вот некоторые примеры использования слова пнеума (в KJV):
1. Дух Божий
2. Эмоция или чувства
3. Отношение
4. Мужество, воля и решимость
5. Разум, ум, или мысли
6. Энергия, сила или жизнь
7. Злые духи
Таким образом, мы видим, что существует прямая взаимосвязь между этими двумя словами – пнеума и руакх. Перечисленные выше качества относятся к присутствию духа, живущего в человеке.
‘Тело’
Несколько древнееврейских слов переводятся как тело. Все они передают смысл физической формы, костяка или каркаса. Нет необходимости детально останавливаться на них здесь.
В Новом Завете для обозначения тела используется почти исключительно слово σωμα (soma), №4983 в Словаре Стронга. Оно используется и в буквальном, и в переносном смысле. В буквальном смысле и физическом контексте, слово имеет чисто физическое значение. Вот несколько примеров из Библии версии KJV:
‘Душа’
Теперь перейдем к вопросу о том, что же такое ‘душа’. Это многим непонятно. Причина заключается в неточно определенной, или вовсе не получившей определения библейской терминологии.
Я вырос в общепринятом убеждении, что в каждом из нас есть ‘душа’, что человек имеет смертное тело и бессмертную ‘душу’. Благодаря греческой мифологии, эта концепция распространилась (с незначительными различиями) во всем мире. ‘Душа’, будучи незримой и явно отличаясь от тела, считается большинством бессмертной. Но Библия утверждает совершенно другое. Концепция бессмертной души, тонко и незаметно извращая истину, вводит в заблуждение.
Хотя Исус ясно сказал, что мы не должны бояться человека, который может убить тело, но не может убить ‘душу’, это вовсе не означает, что душа неуничтожима и бессмертна. Один Бог имеет бессмертие (1Тим.6:16). Человек его не имеет. И дух непокорного человека тоже смертен. Непокорные будут преданы второй смерти (Рим.6:23; Отк.21:8). Далее Исус продолжил Свою мысль, говоря, чтобы мы боялись Того, кто может уничтожить и душу, и тело в адском пламени (Мф.10:28).[1] Библейская истина состоит в том, что душа может быть уничтожена Богом. Она не бессмертна.
В понимании вопроса, что такое душа, одна из главных проблем коренится в предубеждениях. Читая в Библии это слово, большинство верующих подсознательно воспринимают ту идею души, которую предложила древнегреческая философия. При этом они даже не осознают, откуда взялась их концепция. Многие будут шокированы, узнав, что библейская душа означает физический, (обычно) живой – но смертный, - организм. Это слово не выражает идею бессмертия. Читая библейские тексты о душе с точки зрения воспринятой неверной посылки, человек приходит к неверным заключениям.
‘Душа’ в Ветхом Завете
В Ветхом Завете ‘душа’ происходит от древнееврейского слова нэфэш, № 5315 в Словаре Стронга, которое имеет значения: животное, живое существо, дышащее создание. Кроме того оно имеет абстрактное значение: жизнеспособность, или жизнь.
Это слово встречается и переводится следующим образом в KJV версии Библии:
душа (428 раз); жизнь (119 раз); особа (30 раз); личность (19 раз); ум (15 раз); сердце (15 раз); существо (9 раз); мертвое тело (8 раз); тело (7 раз); желание (5 раз); какой-нибудь (4 раза); воля (4 раза); удовольствие (4 раза); человек (3 раза), нечто (2 раза); животное или тварь (2 раза); аппетит (2 раза); дух (2 раза); страсть или вожделение (2 раза); рыба (1 раз); смертный (1 раз); собственный ((1); один (1); дыхание (1); сердечный (1); желать или велеть (1); хотел бы (1).
Стронг констатирует, что это слово «используется очень широко как в буквальном и согласованном, так и в фигуральном смысле (материальном или духовном)».
Рассмотрим некоторые примеры его употребления в KJV.
1.Живое создание или особа/личность
2. Тело или существо
3. Жизнь и жизненный потенциал
В контексте своего использования слово нэфэш, как правило, подразумевает существо, которое имеет жизнь, чувства, эмоции, отношение, разум, а также другие духовные способности, которые передаются ему духом в человеке (или связаны с последним).
Примеры (KJV):
4. Эмоция или чувства
5. Отношение
6. Воля, желание, решимость
7. Умственные способности
Из приведенных примеров ясно, что древнееврейское слово нэфэш, часто относясь к физическому телу, включает также духовные атрибуты, которые придает телу дух. В том смысле, в котором использует его Библия, нэфэш – живое человеческое существо, - включает как духовные, так и физические характерные свойства. Текст из Исайи утверждает: «и душу и тело» (Ис.10:18, KJV и NKJV).
Это подтверждается также использованием слова нэфэш в Ис.1:14, где Бог провозглашает: «…установленные праздники ваши душа Моя ненавидит» (KJV). Бог не имеет физического тела, подобно нам. Термин указывает, что Его существо ненавидит (эмоция) неправедные и лицемерные человеческие празднования! Физическое тело без духа не имело бы эмоций, как их не имеет труп.
Однако когда слово нэфэш используется в отношении человека или животного, оно ни в коем случае не обозначает бессмертие. Обратите внимание:
Душа грешащая, она умрет (Иез.18:4,20, KJV).
В нижеперечисленных текстах нэфэш употребляется в сочетании со словом мертвый, в значении мертвое тело:
Лев.21:11; Чис.6:6; 19:11,13,16; Агг.2:13.
А в следующих текстах само по себе слово нэфэш переводится как умерший (или умершие):
Лев.19:28; 21:1; 22:4; Чис.5:2; 6:11; 9:6,7,10.
‘Душа’ в Новом Завете
Слово ‘душа’ в греческом языке происходит от слова, которое произносится псухей (№5590 в Словаре Стронга) и имеет значение: живое существо или дышащее создание.
Греческое слово псухей соответствует древнееврейскому слову нэфэш, №5315 по Словарю Стронга. Слова Павла «Адам стал душой живущей» (1Кор.15:45), прямо ссылаются на Бытие 2:7, где для слова душа использовано древнееврейское слово нэфэш. Оба слова – греческое псухей и древнееврейское нэфэш, - равнозначны.
В версии KJV слово псухей встречается в следующих текстах и вариантах перевода:
Душа (58 раз); жизнь (40 раз); разум (3 раза); сердце (1 раз).
Примеры:
1. Живое создание или особа / личность
2. Тело или существо
3. Жизнь и жизненный потенциал
4. Эмоция и чувства
5. Отношение, желание, воля
-------------
Что же есть ‘душа’?
Итак, мы видим, что ‘душа’ человека - не бессмертна (Мф.10: 28; Иак.5:20; Иез.18:20). Хотя ‘душа’ включает в себя духовные атрибуты, она также содержит физические аспекты и является временной (в смысле продолжительности своего существования). Человеческие существа имеют духовные способности: мышление, рассуждение, память, эмоции, желания, побуждения, воля, и т.д. Духовные способности человека ограничены по своей природе. (Они явственно отличаются от тех способностей, которые Бог дает Своим Святым Духом.) Они придаются физическому мозгу (пока он живой) духом, который Бог вкладывает в человека от его зачатия (Иер.1:5). Они делают нас до некоторой степени подобными Богу. И в этом смысле мы сотворены в образе Бога, хотя и являемся физическими существами (Быт.1:26).
Библейский термин ‘душа’ обычно описывает живое создание, - такое как человек, - обладающее независимостью и свободой духовного выражения. Эти духовные качества выражаются данным человеку духом через физический организм, но не делают его бессмертным. Концепция бессмертия ‘души’ не основывается на Библии. Фактически, она противоречит Библии, извращая ее учение. Эта ложная концепция была впервые предложена Сатаной - лжецом и отцом лжи, - еще в саду Эдема (Быт.3:4).
Многие евангелические и харизматические христиане усвоили учение о том, что не два, а три основных компонента - дух, душа и тело, - составляют живое человеческое существо. Это убеждение очень распространено. Они чувствуют необходимость выделить три составные части, основываясь на буквальном восприятии текста первого послания Фессалоникийцам 5:23, который, единственный во всем Писании, упоминает ‘триаду’. Однако в данном контексте Павел не рассматривал компоненты человеческого существа. Он старался всячески подчеркнуть необходимость завершить (то есть, довести до совершенства) освящение. Поэтому Павел использовал эмфатическое преувеличение, особо подчеркивая нашу потребность в полной святости.
В послании к Евреям 4:12 мы находим описание только двух определенных компонентов – души и духа. Совершенно очевидно, что Павел использует здесь слово ‘душа’ в отношении тела. Из Откровения 16:3 и других приведенных выше текстов должно быть ясно, что понятие ‘душа’ включает живое тело. Таким образом, важное различие в тексте послания к Евреям 4:12 делается между физическим и духовным компонентом в человеке.
Из сочетания этих двух частей – тела и духа, - в человеке или животном, возникает ‘душа’. Воистину, душа представляет собой удивительную живую организацию. Она состоит из духа и тела. Вокруг ‘души’ существует аура таинственности. Возможно, это связано с тайной, окружающей жизнь и духовные черты, которые выражены в живых организмах. Тем не менее, из Писания должно быть ясно, что это просто внешнее проявление внутреннего присутствия в нас духа. В зависимости от контекста, слово ‘душа’ может обозначать как физическое тело, так и присущие ему духовные качества. ‘Душа’ есть проявление или выражение духа, вложенного Богом в наше тело.
Когда Павел говорил о духе, душе и теле (1Фес.5:23), он старался выразить мысль, что все стороны нашего существа должны быть верны Богу. С формальной точки зрения, использование им в данном контексте слова ‘душа’ было избыточным. Если бы в составе человеческого существа была явная третья составная (‘душа’), то, чтобы быть последовательным, он упомянул бы о ней и в послании к Евреям 4:12, и в первом послании Коринфянам 7:34. Больше того, если бы в человеке было три составляющих, то Исус ясно объяснил бы это в Своем учении. Однако Он этого не сделал. Он описал только два компонента в составе человека, но не три (Мф.10:28).
Может быть, ‘душа’ представляет удобный способ отразить жизнедающие свойства духа, выраженные в физическом теле и его посредством. Жизнь приходит только от Бога. Он один может даровать жизнь. И поэтому живущие в послушании Богу люди, через веру в Исуса Христа, могут рассчитывать получить полноту жизни в воскресении (1Кор.15). Поэтому Исус призывал нас не беспокоиться из-за тех, кто может отнять у нас физическую жизнь, но не может отнять наше право на жизнь вечную.
Бессмертен ли дух человека?
Благодаря греческой философии, широко распространилась концепция бессмертной ‘души’ и вечных адских мук. Исус такому не учил.
Ветхий Завет утверждает:
Душа, которая согрешает, она умрет (Иез.18:4,20).
Псалом 92:7 утверждает, что нечестивые будут уничтожены навсегда. Малахия заявлял:
Истинно, грядет день; он будет пылать как печь. Все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и подожжет их тот день грядущий… Ни корня, ни ветви не будет им оставлено (Мал.4:1).
Они превратятся в пепел (ст.3). Уничтожение будет наградой нечестивым. То есть - смерть и полное исчезновение. (Эта тема исследуется в публикации ММ Зачем ад?) Исус не менял эту концепцию Ветхого Завета. Он дополнил ее, подчеркнув как духовный, так и физический ее смысл. Он открыл, что ‘душа’ будет уничтожена в геенне (Мф.10:28). Душа включает в себя тело и дух. Духи неисправимо нечестивых людей будут уничтожены, как и тела их. Духовный огонь Божий (Евр.12:29) уничтожит их в последний судный день (2Пет.3).
Павел упоминает об этом в своих посланиях. Тому, кто не стоит на фундаменте знания и понимания учения Ветхого Завета, некоторые утверждения Павла представляются бессмысленными. Но тому, кто знает закон, как знал его Павел, не составит труда понять смысл его слов.
В главе 5 послания к Римлянам, Павел говорит о смерти, которая пришла ко всем людям из-за греха, начало которому положил Адам.
Итак, как грех вошел в мир через одного человека, и смерть через грех, и таким путем смерть пришла ко всем людям, ибо все согрешили…(Рим.5:12).
О какой смерти он говорит? Явно не о физической. Ибо эта участь ожидает всех, независимо от того, согрешил человек, или нет. Тело стареет и умирает. Человек не создан так, чтобы жить вечно в своей физической оболочке. Поэтому в физическом плане слова Павла не имеют смысла. А вот духовно они заключают очень важный смысл.
Когда Адам и Ева ослушались Бога и вкусили плод запретного древа, они не умерли физически. Но Бог сказал, что в тот день, когда вкусят плод этого дерева, они умрут (Быт.2:17). Так и было. Только в тот день умерли не тела их; это их дух заслужил смерть. Они потеряли жизнь вечную, были отсечены от жизни Бога – единственного источника жизни! Сатана смог их обмануть, потому что они были настроены на физическое, а не на духовное. Он сказал, что они не умрут, и казалось, что именно он говорил правду, а не Бог (Быт.3:4-5).
В то время когда Павел писал ефесянам: «…вы были мертвы в преступлениях и грехах ваших…» (Еф.2:1), физически они не были мертвы. Но духовно они действительно были мертвы, пока Бог не спас их через Христа. Его слова были справедливы по отношению к ефесянам, и точно так же они справедливы по отношению к нам.
Из Своей великой любви к нам, Бог, богатый милостью, оживил нас с Христом, когда мы были мертвы в преступлениях - благодатью вы спасены (Еф.2:5)…
Это «вы» и «нас» относится к тем, кого (как он говорит далее) Бог посадил «с Ним на небесах» (Еф.2:6). Он говорит не о телах наших, но описывает наш дух.
Не тело человека нуждается в спасении от смерти, а его дух. Глава 5 первого послания Коринфянам делает это совершенно очевидным. Человек, не раскаявшийся в кровосмесительной связи, был предан Сатане на уничтожение тела, чтобы дух его был спасен в день Господа Исуса Христа (1Кор.5:5). Обратите внимание, что душа здесь ни разу не упоминается.
Иоанн писал также:
Мы знаем, что перешли из смерти в жизнь, потому что любим наших братьев. Не любящий брата остается в смерти. Всякий ненавидящий брата своего есть убийца, а вы знаете, что никакой убийца не имеет вечной жизни в себе (1Ин.3:14-15).
Важным является не физический, а духовный смысл. Смерть, о которой идет речь, - это смерть нашего духа. Бог уничтожит дух всякого человека, отказывающегося соблюдать безупречные нормы поведения, основанные на Его любви. Бог не может сосуществовать с грехом.
Вечная жизнь не присуща человеку врожденно. Грешный человек - без Бога, - может достичь только смерти. Жизнь же вечная, безусловно, является даром (Рим.6:23). Кто отказывается соответствовать Божьим нормам, умрет в озере огня в конце времен (Отк.21:8). Поэтому Исус призывал нас не бояться человека, но бояться Бога, имеющего власть уничтожить и душу, и тело в геенне (Мф.10:28).
Когда это произойдет с неисправимо нечестивыми, их ‘души’ угаснут – все животворные качества и выражения их духа будут уничтожены навсегда! С этого времени будет существовать только Бого-форма Духа - несравнимо более совершенная и чудесная форма существования, чем та к которой мы привыкли (Отк.21:1-7).
Малколм Б. Хип
[1] Подробно о том, что такое адское пламя можно прочитать в буклете ММ Зачем ад?
Авторское право 2014
MidnightInAmerica.net